Организация профессионального самоопределения обучающихся с умственной отсталостью

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Фархудинова Надежда Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, ГКОУ СО "Верхнесинячихинская школа-интернат", Верхняя Синячиха

Главная задача образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, помочь обучающимся успешно социализироваться и адаптироваться в современном обществе. Одно из условий этого является успешное профессиональное самоопределение, которое достигается средствами профессионально-трудового обучения.

В силу своих психофизических особенностей обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) затрудняется в самостоятельном выборе профессии. Родители, нацеливая ребенка на какую-либо профессию, не учитывают особенности его состояния, его психофизические особенности. Поэтому в процесс профессиональной ориентации включаются не только обучающиеся, но и их родители.

Начиная с момента начала обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе с ребенком проводится поэтапная работа по профессиональному самоопределению. Для этого ведутся ежедневные психолого-педагогические и медицинские наблюдения, отмечаются личностные особенности обучающихся, с которыми обязательно знакомятся их родители / законные представители.

В начальных классах формируются первоначальные трудовые навыки. Обучающиеся учатся правильно и по назначению использовать инструменты, необходимые в повседневной жизни, такие как ножницы, иголка. Они знакомятся с правилами безопасной работы с инструментами. Одновременно с этим происходит знакомство обучающихся с профессиями, основными функциями, которые выполняет человек определенной профессии.

В 4 классе специалистами психолого-педагогического консилиума образовательной организации каждому обучающемуся рекомендуется обучение по трудовому профилю, доступному для него, с учетом медицинских показаний и противопоказаний, психолого-педагогической характеристики педагогов, работающих с ним.

При организации профессионально-трудового обучения образовательной организацией учитываются, в первую очередь, региональные потребности в кадрах для возможности продолжения обучения в организациях профессионального обучения и дальнейшего их трудоустройства. Рациональное трудоустройство лиц с интеллектуальными нарушениями должно обеспечивать исключение тех производственных операций, физических и сенсорных нагрузок, режимов и условий труда, которые могут ухудшить состояние его здоровья соответственно и профессионально-трудовое обучение также должно соответствовать этим позициям (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 года №515).

С учетом всего вышесказанного в нашей образовательной организации имеются следующие трудовые профили: столярное дело, рабочий по комплексному обслуживанию зданий, штукатурно-малярное дело, домоведение, младший обслуживающий персонал.

В процессе профессионально-трудового обучения ребенок овладевает определенными трудовыми навыками, он пробует себя в профессии. Задача педагогов помочь ему определиться с профессией. Этому способствует модульная программа профессионально-трудового обучения, где в рамках одного трудового профиля обучающиеся имеют возможность попробовать свои силы в смежных профессиях. Результаты профессионально-трудового обучения рассматриваются на заседаниях психолого-педагогического консилиума образовательной организации.

Дальнейший маршрут по профессиональному обучению определяется психолого-медико-педагогической комиссией с учетом рекомендаций психолого-педагогического консилиума образовательной организации, в которой обучался ребенок. При благоприятном трудовом прогнозе подбор профессий и должностей производится индивидуально с учетом нуждаемости ребенка в значительной помощи других лиц при осуществлении трудовой деятельности.

Таким образом, организуется постоянное сопровождение обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по профессиональному самоопределению (Приложение 1), формируется его профессиональная самооценка. У родителей в свою очередь формируется адекватная оценка возможностей своего ребенка.

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение.doc)Приложение.doc136 Кб