Реализация программы "Центр здоровья" как условие создания здоровьесберегающей среды в школе-интернате

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Приёмщикова Ирина Алексеевна, заместитель директора по воспитательной работе, ГКОУ СО "Красноуфимская школа-интернат", Озёрки

Здоровье выступает, как мера качества жизни, здоровье нации – это конечный результат в политике государства, создающего возможность гражданам относиться к своему здоровью как к непреходящей ценности, как к основе продления здорового рода, сохранения, совершенствования трудового потенциала, как к развитию генофонда, творчества и духовности человека.

В настоящее время в школе-интернате обучаются дети с умственной отсталостью различной степени тяжести и имеющие различные нарушения развития. На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывает влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей. Поэтому необходимо, чтобы все то, что формирует образовательную среду, включая школьные занятия, находилось в гармонии с детским организмом, соответствовало возрастным возможностям и особенностям детей и подростков.

В связи с переходом образования в качественно новое состояние, представленное в государственной стратегической инициативе «Наша новая школа» перед современным образованием четко сформулирована главная задача: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Реализация этой задачи неразрывно связана с внедрением новых технологий и методик здоровьесозидающего обучения, обеспечивающих «формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса».

Федеральный государственный образовательный стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.

В нашей образовательной организации реализуется целевая программа «Центр здоровья», направленная на формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов адаптированной образовательной программы.

Целью программы «Центр здоровья» является сохранение и укрепление здоровья, формирование культуры здоровья обучающихся образовательного учреждения.

Основными направлениями по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса и повышение культуры здоровья в ГКОУ СО «Красноуфимской школе-интернате» являются:

Оптимизация учебно-воспитательного процесса - знакомство обучающихся с основами здровьесозидания в учебное и внеурочное время с использованием инновационных педагогических технологий.

Медицинское - предполагает обеспечение гигиенических условий образовательного процесса. Под гигиеническими понимается соблюдение внешних условий организации учебного процесса: составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований, проведение физкультминуток, динамических пауз, организация питания обучающихся, контроль за здоровьем обучающихся.

Просветительское - предполагает организацию деятельности по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании; работа по предупреждению детского травматизма на дорогах; работа по предупреждению роста заболеваемости обучающихся школы.

Психолого-педагогическое - предполагает прежде всего использование здоровьесозидающих технологий, форм и методов в организации учебной и внеурочной деятельности, а также предупреждение проблем в развитии ребенка, обеспечение адаптации на разных этапах обучения, развитие познавательной и учебной мотивации, формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля.

Спортивно-оздоровительное - предполагает организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщения обучающихся к здоровому досугу.

Дополнительное образование – предполагает организацию деятельности по формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования.

В результате выполнения программы наблюдается улучшение показателей здоровья обучающихся по всем анализируемым нозологическим формам. Снижаются поведенческие факторы риска среди учащихся, опасных для здоровья. Определяются реальные возможности по охране и укреплению здоровья у школьников. Повышается информированность детей в области здоровьесбережения в соответствии с возрастом. Увеличивается уровень компетентности педагогов и родителей по вопросам здоровьесбережения. Повышается мотивация к ведению здорового образа жизни.