Хасанова Лейля Альбертовна, тьютор, ГБПОУ СО "Социально-профессиональный техникум "Строитель", Екатеринбург
Реформы, которые происходят в сфере образования в нашей стране, все более имеют гуманистическую направленность. Сегодня в обществе создаются условия, позволяющие каждому ребенку, подростку, юноше с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) интегрироваться и утвердиться в социуме.
Важную роль в современной системе образования занимает - профессиональное образование обучающихся с ОВЗ.
Для полноценного включения, обучающегося с ОВЗ в профессиональное образовательное учреждение необходимо создание специальных образовательных условий и система комплексного сопровождения и поддержки. Одним из таких условий является наличие специалиста сопровождения, который мог бы организовать образовательную среду таким образом, чтобы обучающийся с ОВЗ был максимально успешен и при этом мог вписаться в коллектив, социум. Таким специалистом является тьютор.
Роль тьютора и тьюторского сопровождения, актуальна и в формировании прочных и глубоких профессиональных знаний и умений у обучающихся с ОВЗ в системе профессионального образования.
Не так давно система образования приняла в пользование новый Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (далее ФЗ-№ 273), где описаны новые требования к образованию в Российской Федерации (далее РФ). Так согласно новому закону организации, осуществляющие в качестве основной цели, ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования называются - профессиональная образовательная организация. Так же система образования получила новые Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее ФГОС) и федеральные государственные требования[3].
ФГОС обеспечивает: единство образовательного пространства РФ; преемственность основных образовательных программ; вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
Задачи профессионального обучения подростков с ОВЗ определяются общими принципами педагогики: подготовка к активной общественно-полезной жизни, приобретение профессиональных навыков и общего развития.
Наша задача - подготовить выпускника по выбранной им профессии, и их успешное трудоустройство.
Основная цель тьютора – доступно, постепенно и последовательно, учитывая индивидуальные особенности, обучающегося с ОВЗ, показать приёмы работы, при необходимости осуществить повтор (может быть и неоднократный повтор - в зависимости от того, каковы особенности восприятия данного обучающегося), а также, применяя различные технологии и методы, помочь обучающемуся, совместно с образовательным социумом техникума, самостоятельному выполнению операций, то есть сформировать у него общие и профессиональные компетенции. Необходимо учитывать множество немаловажных факторов: временные, содержательные, методические, организационные и т.д.
При работе необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого.Важным является эмоциональное состояние обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Помимо образовательных задач, приходится решать проблемы, влияющие на их настроение. Эмпатические подходы определяют успешность в освоении знаний, умений.
Очень важно выстраивать и доверительные отношения, и взаимную ответственность. В совокупности, все это обеспечивает эффективность и результативность.
Тьюторское сопровождение - способствует наилучшему взаимодействию с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Тьютор в профессиональном образовании, является неким проводником между обучающимся и педагогами (преподавателями, мастерами производственного обучения, кураторами и т.д.), который помогает выстроить индивидуальный маршрут обучающегося с ОВЗ учитывая все его особенности, и, конечно же, тьютор помогает взрослым понять обучающегося, особенности его восприятия, его мироощущения.
Литература:
- Гарькин И.Н., Медведева Л.М. Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья // Образование и наука в современном мире. Инновации. - 2016 - №6(2).
- Макарьев И.С., Романченко Е.В. Содействие трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования. – СПБ.: СПб МТК им. Адмирала Д.Н. Сенявина, 2017.
- Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования.