Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, находящихся под опекой, как механизм достижения планируемых результатов освоения адаптированных основных общеобразовательных программ общего образования

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Федоричева Валентина Владимировна, социальный педагог, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Социальный педагог в своей повседневной деятельности призван объединять усилия семьи, образовательного учреждения, общественности, для оказания помощи в усвоении обучающимся с ОВЗ общеобразовательной программы. Его главная цель - улучшить способность учеников к социальному функционированию, создать в социуме условия способствующие достижению этой цели, раскрытию потенциальных возможностей для достижения ими планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.

Обращение к социально-педагогическому сопровождению связано с необходимостью усиления целенаправленных педагогических процессов, которые обеспечивают решение проблем обучающихся из различных категорий семей, препятствующих успешному усвоению образовательной программы, а также, полноценным процессам социализации.

Индивидуальное социально-педагогическое сопровождение - целостный процесс, в рамках которого осуществляется поддержка. В основу этого процесса мы закладываем единство диагностики, анализа информации, просветительских и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной социализации ребёнка, перспектив его личностного роста с приоритетом опоры на внутренний потенциал субъекта.

В ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2" социально-педагогическое сопровождение направлено на обучающихся, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб: это дети - инвалиды, обучающиеся, воспитывающиеся в приемных семьях, семьи и дети, находящиеся в социально-опасном положении.

Это те категории детей, которые находятся под воздействием нежелательных факторов, способствующих нарушению социализации, снижению качества образования. Вследствие этого этой категории детей требуется особое внимание социального педагога.

Одно из основных задач социального педагога является сопровождение обучающихся, воспитывающихся в приемных семьях.

В семье, принявшей ребенка под опеку или попечительство, существует множество проблем, обусловленных как предыдущей жизнью ребенка, так и вхождением ребенка в новую семью.

Самой острой проблемой детей-сирот является нарушения привязанности - неумение любить. Отсутствие любви и даже просто близких отношений со значимыми взрослыми в родной (неблагополучной) семье с самого раннего возраста становится мощным орудием, уничтожающим в душе ребёнка доверие и интерес к людям и миру.

Нарушение привязанности - сбой у человека стремления доверять, принимать и отдавать, ценить другого и ощущать собственную ценность для него. Взамен формируются другие стремления, убеждения и ценности – те, которые помогают выживать в мире, полном опасности и враждебности. Дети-сироты ведут себя в соответствии с теми принципами, которые доказали свою эффективность и полезность в тех жестоких и жёстких условиях, где гуманные и нравственные правила не работают. Отсюда "трудное" поведение и "неудобный" характер. Травмы прошлого формируют характер ребенка, а проверенные им жизненные установки диктуют общий план поведения, соответствующего расстройству привязанности.

Ребёнок, которым до приёмной семьи пренебрегали или же держали в крайних ограничениях, может провоцировать новых родителей на сильные эмоции и раздражать их, делая это как будто специально. Особенность таких детей в том, что они не могут определить силу и вообще наличие любви к себе по обычным тонким проявлениям заботы и внимания. Им всегда нужны сильные проявления со стороны других людей, особенно значимых взрослых. Если кричат и бьют, то в понимании таких детей их присутствие активно замечают, а значит, наверное, любят. Если сильных проявлений от взрослых нет, значит, "я не нужен".

Воспитание ребенка с нарушением привязанности требует особого настроя, стойкости, творчества и сил. Задача социального педагога помочь приемным родителям создать условия для исцеления свое ребенка.

Другой распространенной проблемой опекаемых детей является то, что они, с раннего возраста выживавшие в трудных и жестоких условиях, не склонны к дополнительным усилиям в тех сферах, где им, по их представлениям, ничего страшного не угрожает.

На фоне волевых нарушений познавательная активность почти всех сирот заметно снижена.

Трудности в обучении, выстраивание взаимоотношений с людьми, сложность в понятии и принятии себя, страдание от собственных действий – всё это наслаивается на базовые нарушения в способности доверять и любить. Что является негативным фактором в социальной дезадаптации обучающихся.

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, находящихся под опекой направлена на нивелирование психологических личностных проблем, на развитие их творческого потенциала, подготовку к реальной самостоятельной жизни. Социальный педагог оказывает содействия в изменении отношения ребенка к жизни, к окружению, к самому себе. Создает обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья ситуацию успеха посредством участия в городских конкурсах, а так же оказывает помощь в участии в социально-значимых акциях.

Следующим направлением социально-педагогического сопровождения является преодоление трудностей воспитания в замещающей семье и способствование созданию условий жизнедеятельности замещающих родителей и ребенка, которые помогают полноценному развитию и социализации приемного ребенка с ограниченными возможностями здоровья и повышению педагогической компетентности замещающих родителей.

Постановка "социального диагноза" предполагает диагностику личностных особенностей ребенка, его семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний на ребенка, проблем социального и личностного развития. Индивидуальные консультации приемных родителей помогают подобрать наиболее адекватные методы воспитания ребенка в семье.

Активную родительскую позицию помогает формировать участие семьи в конкурсе Проекта "Школа Росатома" "Семейный кукольный театр".

Для решения проблем, возникающих в приемных семьях, и их профилактики, необходима профессиональная деятельность не только социального педагога, но и педагога-психолога, классного руководителя.

Работа педагога-психолога направлена на реконструкцию родительско-детских отношений в замещающей семье; формирование эмоционально-комфортного психологического климата, способствующего успешной адаптации опекаемого ребенка в замещающей семье.

Классный руководитель оказывать помощь в преодолении трудностей в учебе содействует повышению уровня правовой грамотности, осуществляет пропаганду здорового образа жизни.

Деятельность классного руководителя с детьми, находящимися под опекой осуществляется через беседы: "Права и обязанности детей", "Права ребенка", "Международные документы о правах ребенка", "Правила нашей жизни", деловая игра "Человек и закон", "Скажи телефону доверия "ДА!"".

Таким образом, объединив усилия социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя в ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2" создаются условий для максимальной и разностороннего развития личности обучающихся с ОВЗ, находящихся под опекой.

Деятельность социального педагога в рамках социально-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, находящихся под опекой позволяет получить следующие результаты:

  1. Оптимизация условий обучения для улучшения качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом федеральных государственных образовательных стандартов. А именно..
  2. Сокращение факторов риска, которые могут привести к социальной дезадаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, дезадаптации к школе. Повышение мотивации у обучающихся к обучению, позволяющей достичь обучающимся планируемых результатов освоения образовательной программы.
  3. Формирование позитивной самооценки приемных родителей, оптимизация родительско-детских отношений, становление позитивных эмоциональных установок в сознании приемных родителей на приоритет ценности развития своих детей, их образования и профориентации.
  4. Создание и выработка педагогами ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2" стратегий индивидуального, личностно-ориентированного подхода к обучающимся с ОВЗ, находящимся под опекой, способствующих повышению качества усвоения ими образовательной программы.

Подводя итог, можно сказать, что создание условий, обеспечивающих своевременную помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, находящихся под опекой в освоении содержания образовательной программы способствует формированию универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных) наряду с ними особое внимание играют личностные результаты. Они включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, к развитию.

Список литературы

  1. Витакер, Д.С. Группы как инструмент психологической помощи. — М.: Независимая фирма "Класс", 2000. — 432 с.
  2. Комаров, В.В. Воспитание детей-сирот: взгляд практикующего теоретика. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. –256 с.
  3. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: ВАКО, 2005. - 288 с.
  4. Родионов, В.А. Профориентационные занятия "Мой путь к успеху" //Справочник классного руководителя.-2011.-№1.-С.38-46; №2.-С.42-53; №3.- 41-49 с.
  5. Шахманова, А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ под ред. А.Ш. Шахмановой, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр "Академия", 2005. – 192 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897) (с изменениями и дополнениями, в редакции от 31.12.2015 г.). Режим доступа: http://www.irro.ru/index.php?cid=307 

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск