Свахина Алёна Владимировна, учитель профильного труда, ГБОУ СО "НТШИ №1", Нижний Тагил
Данная статья освещает пути и способы социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями посредством уроков профильного труда.
Социализация личности – это процесс усвоения человеком образов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, умений и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Важнейшему социальному этапу становления личности соответствует школьный возраст, от 6 до 18 лет. Именно в эти же годы отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности. Особое значение в подготовке обучающихся с интеллектуальными нарушениями к общественно-полезной практической деятельности, их успешной социализации имеет трудовое обучение и воспитание, формирование обучающимся положительного отношения к труду. В специальной школе в решении данных задач особое место занимают уроки трудового обучения. Это особенно актуально в последнее время, когда наблюдается увеличение числа рождаемости детей с интеллектуальными нарушениями, ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов. Естественно, что такие дети испытывают значительные трудности в своей жизни, в приобретении необходимых трудовых навыков, выборе жизненного пути.
Обучающиеся ГБОУ СО "Нижнетагильская школа-интернат №1" имеют умственные, физические нарушения и нарушения эмоционально-волевой сферы. Они с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и, что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности. Профильный труд в ГБОУ СО "Нижнетагильская школа-интернат №1" ставит своей целью подготовить работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.
На уроках штукатурно-малярного дела обучающиеся приобретают навыки, необходимые им в быту. Программа построена таким образом, что достаточно много часов отводится на тему практическое повторение. На этих уроках они учатся выполнять такие ремонтные работы как: очистка поверхности от старой краски, грунтовка поверхностей, шпатлевание поверхностей, окраска поверхностей, а также оклеивание поверхностей обоями. На протяжении всего периода обучения с 5 по 9 класс они изучают эти темы. На практических занятиях мы ремонтируем помещения в школе. Всю работу обучающиеся выполняют самостоятельно, но под руководством учителя или с частичной помощью учителя. Обучающиеся должны сами уметь и, главное, всегда выполнять посильные виды ремонта. Если обучающийся не в состоянии выполнить данную работу, просто пока не знает как это надо сделать, то ему нужно показать. Но работать он должен сам. Иначе сформируется потребительское отношение, они будут ждать, что подобную работу за них сделают взрослые. В таком подходе кроется большое воспитательное воздействие.
На уроках штукатурно-малярного профиля мы часто рассказываем, как правильно подобрать краску и обои для своей комнаты, какие инструменты и приспособление необходимы для этого. Как измерить и посчитать нужное количество рулонов или краски. На практических уроках они приобретают навыки работы с инструментами и приспособлениями.
На всех уроках труда обучающимся прививаются правильные приёмы работы. Работа в этом направлении начинается с демонстрации учителем приёмов работы. На уроках штукатурно-малярного дела, при знакомстве с инструментами и приспособлениями, учитель показывает приемы работы с инструментом, фиксирует внимание обучающихся на своей позе, положении рук, положении ног. Обращает внимание обучающихся на правильную позу при работе с инструментом. В дальнейшем, при малейших недочётах обучающихся, необходимо разобрать, совместно с классом, допущенные ошибки.
Для развития познавательных способностей обучающихся, обогащения их социального опыта, проводятся экскурсии на строительные предприятия и магазины. Экскурсии создают своего рода зону ближайшего интеллектуального и эмоционального развития, так как поток новой информации позволяет обогащать понятийный и речевой запас обучающихся. Определенное количество понятий и слов удается закрепить уже в ходе экскурсии, а в последующем, вывести на уровень активного использования. Учитель должен помочь ребенку поверить в свои силы, добиться успеха в учебе, полюбить труд. Этому способствуют праздники труда и конкурсы на звание лучшего по профессии. Значительное внимание в ходе трудового обучения уделяется воспитанию положительных качеств личности. Деловитость формируется при организации практической деятельности, распределении поручений между обучающимися с учетом их возможностей. Поддержание в порядке школьных помещений, участие в ремонте развивает у воспитанников бережное отношение к имуществу. В такой деятельности дети общаются с взрослыми и сверстниками, накапливают определенный запас знаний, перенимают отношения взрослых.
Таким образом, профильный труд решает задачи социализации, совершенствование личности, ее культуры, физического и нравственного развития, приобретения общего и профессионального образования.