Фольклор как средство нравственного воспитания младших школьников с нарушением интеллекта

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Королёва Инна Викторовна, воспитатель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

В связи с усложнившейся социальной ситуацией в стране возникает острая необходимость возродить общечеловеческие ценности. Прослеживается увеличение числа обучающихся, совершающие аморальные поступки, проявляющие жестокость по отношению к окружающим. Поэтому формирование у подрастающего поколения таких базовых нравственных качеств, как доброта, милосердие, чуткость является одной из актуальных задач педагогики. Необходимость её решения приобретает особую остроту, когда речь идёт о детях с интеллектуальными нарушениями развития.

В младшем школьном возрасте в детях воспитывают:

  • понимание границ между тем, что хочется, и тем, что можно; между добром и злом; между понятиями "хорошо" и "плохо";
  • принятие того, что необходимо трудится, и все блага должны доставаться трудом;
  • доброту и сострадание к людям, а также необходимость оказания помощи слабым и беззащитным; почитание своей семьи;
  • терпимое, вежливое и уважительное отношение к социуму; неравнодушие к злу, неприятие несправедливости.

Все данные задачи можно успешно осуществить через приобщение детей к народной культуре. Фольклор является благодатной почвой для воспитания и развития духовно-нравственных качеств личности ребенка.

В процессе формирования нравственных качеств у обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста мной используются следующие формы фольклора: пословицы, поговорки, загадки, сказки, народные игры, народный праздник.

Пословицы и поговорки давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания, они учат младших школьников нравственным основам жизни. С их помощью можно выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение. Они показывают ребёнку мир чувств и глубоких переживаний, а также различные эмоциональные открытия. Пословицы учат – в них осуждается лень, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум, трудолюбие. Пословицы и поговорки раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке и чувство любви к родной земле, родине, Отечеству. Собранная мной "копилка" пословиц и поговорок по разным темам: "О дружбе, взаимопомощи, друзьях", "О вежливости, доброжелательности и этикете", "О родине", "О смелости и отваге", "О скромности и хвастовстве" и по другим темам позволяет более эффективно использовать их в работе, практически во всех видах деятельности. Так, удачное применение пословиц и поговорок способствует исправлению тех или иных личностных недостатков ребёнка.

Загадки, в свою очередь, призваны развивать мышление детей. Использование загадок о доброй славе, лжи, горе, о жизни и смерти, молодости и старости непременно содержат материал, так или иначе призывающий воспитанников к совершенствованию своих нравственных качеств.

Среди многих жанров устной прозы сказка занимает особое место. Издавна считалась не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который дети постепенно воспринимают. В ходе повествования сказки, дети сравнивают нравственные качества литературных героев, выявляют их парность: доброта - злость; сострадание – жестокость и т.д. Подготовка к занятиям подразумевает поиск и тщательный отбор сказок, отвечающих задачам того или иного занятия. Использование сказки как средства воспитания нравственных качеств сопровождается коллективным обсуждением положительных и отрицательных качеств личности героев, сопоставлением с реальностью.

Итак, русские народные сказки в частности, как и художественная литература в целом, являются действенным средством нравственного и эстетического воспитания. Литературные примеры открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, формируют представление о взаимопомощи и отзывчивости, рассказывают о честности, дружбе, доброте.

Воспитательное значение имеет и проведение русских народных подвижных игр, которое усиливается их коллективным характером. Дети объединяются на основе своих переживаний и интересов. Наличие правил игры создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.

В практической работе использую такую форму фольклора, как народный праздник. Л. В. Матат считает, что особое значение в воспитании нравственных качеств личности народные праздники имеют в нескольких аспектах: знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, взаимоотношений между взрослыми и детьми; связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости.

В нашем образовательном учреждении проводятся такие общешкольные праздники, как "Масленица", "Светлый праздник пасхи", "Рождество".

Итак, фольклор выполняет важную роль в сохранении и передаче новым поколениям нравственных знаний и прогрессивного опыта традиционного народного воспитания, в нём отражена вся реальная жизнь с добром и злом, счастьем и горем. Он развивает мышление, воображение ребенка, и, конечно, обогащает его эмоциональный мир, что является одним из главных факторов воспитательного процесса.

Список литературы

  1. Григорьева Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Кузнецова Л.В. Гармоническое развитие личности младшего школьника -Москва, 2008.
  3. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектологического факультета педагогических институтов/ Под ред. В.В. Воронковой - М.: Школа-Пресс, 2004.

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск