Настина Лариса Владимировна, педагог-психолог, МБДОУ детский сад № 17, Ревда
В рамках реализации ФГОС дошкольного образования цель коррекционной деятельности педагога-психолога определяется как обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы дошкольного образования; их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
С одной стороны, детям с ОВЗ необходимы коррекционно-развивающие занятия педагога–психолога, с другой стороны, в силу психологических особенностей у этой категории детей отмечается снижение работоспособности, познавательной активности, темпа переработки информации, истощаемость внимания. В связи с этим необходимо подобрать такие методы и приемы, которые будут способствовать здоровьесбережению данной категории детей, развитию и обучению с учетом индивидуальных и типологических особенностей.
Одним из способов решения данной проблемы считается использование возможностей сказкотерапии – одного из приемов арт-терапии. Сказкотерапия — психологическое воздействие на личность через сказки, способствующее коррекции проблем и развитию личности. Метод сказкотерапии предоставляет ребенку возможность познать себя через абстрактность и волшебство сказки. Слушая сказку, ребенок неосознанно выделяет героя, близкого себе, его манера поведения и поступки расцениваются как приемлемые для него. Основная особенность сказкотерапии — мягкость воздействия и эффективность. Особенно это важно в коррекционной работе, когда необходимо порой в сложной эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию общения.
Работа со сказкой включает диагностическое, коррекционно-развивающее и прогностическое направления деятельности педагога-психолога. С помощью диагностики определяются черты характера, сильные и слабые стороны личности, способности, источник проблем психологического характера. При решении коррекционно-развивающих задач специалист помогает ребенку создать гармоничный образ себя, настроиться на здоровую модель поведения, скорректировать негативные модели восприятия мира. Сказка помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение, тревожность, развивает воображение, облегчает адаптацию к новым условиям. Прогностическое направление помогает определить, к каким результатам приведет поведение и жизненная позиция, имеющаяся на данный момент.
Формы с работы со сказкой:
- Рассказывание сказки, при котором очень важны настоящие чувства и переживания. Во время рассказывания психолог наблюдает за реакцией и комментариями ребенка. Это важнейшие моменты в работе, именно они характеризуют психо-эмоциональное состояние ребенка.
- Сочинение сказки. Дети вместе с психологом сочиняют историю, вкладывают туда свои чувства, драматизируют, меняют сюжет. Здесь можно все: переделать старую сказку на новый лад, поменять местами добрых и злых героев, поставить себя на место одного из них. Методика помогает ребенку раскрыться, выявляет скрытые эмоциональные состояния, которые не отражаются в поведении.
- Рисование сказки. Эта методика используется как второй этап работы со сказкой. Ребенку предлагается сделать рисунок на тему услышанной истории. Здесь он может выплеснуть свои чувства и тревоги, освободиться психологически.
Сказки подбираются согласно возрасту ребенка. Детям в возрасте от 1 года до 4 лет подходят произведения, где главными героями выступают животные. Детям от 5 до 6 лет можно уже читать сказки с несуществующими персонажами, такими как феи, гоблины и прочие.
В своей деятельности необходимо учитывать следующие правила организации сказкотерапевтической работы с дошкольниками с ОВЗ:
- Учет возраста детей. Произведение нужно выбирать по возрасту, чтобы ребенок мог понять содержание и осмыслить его, учитывать дозировку представляемой информации.
- Терапевтическая направленность. После чтения желательно обыграть сюжет, обсудить его или нарисовать фрагменты из сказки.
- Отсутствие нравоучений. Необходимо избегать давления на ребенка, нравоучений со стороны взрослого, ведь обстановка в процессе занятия должна быть доверительной.
- Подведение итога. После чтения нужно проанализировать сказку, героев и узнать, какое впечатление это произвело на детей.
Структура проведения занятий по сказкотерапии:
- Ритуал «погружения» в сказку. Создается настроение для совместной работы: прослушивание сказочных мелодий или медитация по переходу в сказочный мир.
- Знакомство со сказкой. Происходит чтение либо прослушивание аудиозаписи.
- Обсуждение. Психолог задает вопросы, связанные с главным героем и сюжетом всей сказки. Обязательно определяется ценность сказки, чему она может научить ребенка.
- Арт-терапевтическая работа. Рисование героев или самого интересного момента сказки.
- Ритуал «выхода» из сказки. Закрыть глаза и вместе сосчитать до 3-х, на счет «три» перенестись из мира волшебства в реальность.
- Подведение итогов.
Сказка для детей - это чудесное перевоплощение в другой образ, снятие зажимов и комплексов, развитие креативных способностей. Различные методы драматизации на занятиях сказкотерапии оказывают огромное влияние на развитие детей с ОВЗ. Работа со сказкой снижает тревожность, напряжение, корректирует деструктивное поведение. Методика в мягкой форме помогает осознать проблему, а при систематическом применении — находить нужное решение серьезных задач.