Мамаева Юлия Дмитриевна, учитель-логопед, Степанова Оксана Станиславовна, учитель-логопед, МАДОУ детский сад "Гармония", структурное подразделение детский сад № 49 "Дом радости", Новоуральск
Особенностью физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является то, что педагоги сталкиваются с наличием органических и функциональных нарушений. Эти отклонения проявляются в осанке, походке, общей моторике, моторике пальцев рук, артикуляционной моторике, мимической мускулатуре. В основе всех форм нарушений лежат патологические тонические мышечные реакции, нарушения мышечного тонуса.
Осанка.
В зависимости от того - понижен или повышен мышечный тонус, общий вид ребенка может быть напряженным, скованным или расслабленным.
Походка.
- при гипертонусе - походка скованная, угловатая, "словно манекен";
- при гипотонусе - походка разболтанная.
При определенных неврологических нарушениях ребенок может ходить на носочках или как "на пружинках" - это показатель мышечной дистонии.
Общая моторика.
- у детей страдает статическая координация;
- наблюдаются нарушения в динамической координации, движения детей раскоординированы;
- страдает произвольное торможение;
- нарушено чувства ритма. Дети затрудняются повторить заданный ритмический рисунок: воспроизводят в ускоренном или замедленном темпе, нарушают количество элементов;
- страдает пространственная координация. Воспитанники испытывают сложности в определении пространственных отношений между предметами, окружающими объектами по отношению к собственному телу;
- нарушен темп движений, снижен объем двигательной памяти.
Нарушения в общемоторной сфере ярко прослеживаются во время утренней гимнастики, на физкультурных и музыкальных занятиях, в подвижных играх.
Моторика пальцев рук.
У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью, несогласованностью, напряженностью, скованностью. Мимическая мускулатура.
Вследствие парезов лицевой мускулатуры мимика детей может быть вялой, маловыразительной, либо наоборот – наблюдается гримасничанье.
Артикуляционная моторика.
Нарушения артикуляционной моторики проявляются в ограниченности, движений органов артикуляции, в расстройстве динамической организации движений, наличии гиперсаливации, гиперкинезов.
Все указанные нарушения и особенности при комплексном коррекционном воздействии в определенной степени могут быть скомпенсированы полностью или частично.
Для повышения эффективности коррекционного процесса по развитию двигательных функций детей с ОВЗ необходимо комплексное взаимодействие всех специалистов детского сада: учителя-логопеда, воспитателей, воспитателей по физической культуре, музыкального руководителя, педагога-психолога, медицинского персонала, а также тесное сотрудничество с родителями детей.
В группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи все специалисты осуществляют деятельность под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы. Составляется блочный интегрированный календарно – тематический план, согласно которому организуется весь коррекционно-образовательный процесс.
Система работы предусматривает рациональное сочетание организованных и самостоятельных форм и видов двигательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Учитываются:
- психофизиологические особенности и возможности детей с ОВЗ;
- требования реализуемой в ДОО образовательной программы;
- индивидуальные особенности детей, их интересы, двигательные потребности;
- условия местности, в которой находится ДОУ.
Педагоги организуют с детьми:
- коррекционную утреннюю гимнастику, включающую упражнения на развитие статической и динамической координации, артикуляционные и мимические упражнения, на формирование правильного дыхания;
физминутки в процессе совместной организованной деятельности с целью предупреждения утомления детей; - динамические паузы между НОД – подвижные и хороводные игры, игровые упражнения, "Минутки шалости";
- физические упражнения и подвижные игры на прогулке;
- двигательную деятельность в спортивном зале и на свежем воздухе;
- разминку после дневного сна с элементами самомассажа;
- глазодвигательную гимнастику;
- гимнастику для профилактики плоскостопия и нарушений осанки;
- психогимнастику;
- основы плавания;
- музыкально-ритмические игры и упражнения;
- физкультурные досуги, праздники;
- дни здоровья и другие формы двигательной деятельности.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволяет обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решить проблемы ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Литература
- Кирьянова Р.А. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет. - СПб.:КАРО, 2007.- 56с.
- Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: Учеб. пособие/ Урал.гос.пед.ун-т.- Екатеринбург, 1995.-121с.