Доценко Эльвира Вазитовна, воспитатель, МАДОУ "Росинка", Новоуральск
В современном представлении понятие качества образования не сводится к набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие. В связи с этим сопровождение ребенка с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранение психического и физического здоровья.
С.Ю. Головин в "Словаре практикующего психолога" пишет, что социализация является процессом усвоения и активного воспроизводства системы социальных ролей, реализующихся в любом общении и любой деятельности. Человек впитывает социальные нормы, умения, стереотипы, установки и принятую систему ценностей.
Для нас социализация - это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Нашу группу кратковременного пребывания посещают дети с различными заболеваниями: нарушение опорно-двигательного аппарата, врожденная патология, генетические заболевания, заболевания органов слуха, глухота, нарушение зрения, слепота и т.д.
Для детей нашей группы характерно неумение общаться со сверстниками, окружающими взрослыми людьми. Дети не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Помимо того, у них страдают высшие психические функции, недостаточная сформированность саморегуляции, небольшой объем или отсутствие мимических и пантомимических средств, слабость артикуляции и мелкой моторики, всё это снижает коммуникативные возможности детей. Для большинства детей характерно преобладание таких психических состояний, как импульсивность, ярость, неумения ограничивать свои желания, бурная реакция на запреты, упрямство.
У наших детей наблюдаются проявления бурных реакций в виде крика, плача и применение физической силы на всё, что не совпадает с их желаниями. Контакты со сверстниками бедны, примитивны, однообразны или вовсе отсутствуют. Отмечается отказ от коллективной игры, от игр по заданным правилам. Дети, как правило, не способны к сопереживанию, взаимопомощи. У многих детей общая физическая ослабленность , быстрая утомляемость.
Для ребёнка с ОВЗ наиболее перспективным, с точки зрения принципа гуманизации является индивидуально-дифференцированный подход в образовательном процессе, основным средством которого является Индивидуальный образовательный маршрут, который предусматривает постепенное усвоение социального опыта, в формировании ценностей и общепринятых норм поведения, необходимые для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности. Индивидуальная адаптированная программа пишется всеми специалистами группы на каждого ребёнка.
Федеральный Государственный образовательный стандарт рекомендует следующие направления работы по социализации дошкольника:
- Усвоение норм и правил.
Для ребенка с ОВЗ это является трудной задачей. Придя в нашу группу, ребенок переносит отношения с родителями на педагогов группы. Усугубляет ситуацию и постоянное пребывание родителей во всех нормативных ситуациях, где родители подкрепляют негативное поведение ребенка. Конечно, мы не можем поддерживать такие требования ребенка и родителей, т.к. воспитатель – это социальный взрослый, выполняющий особые функции и предъявляющий новые требования. Большая работа проводится с родителями: мы убеждаем их, что новые условия взаимодействия с педагогами дают ребенку с ОВЗ более глубокие формы общения с людьми, принципиально другим становится взаимодействие со взрослыми и появляется сотрудничество со сверстниками. - Развитие общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Основным средством реализации этого направления является сюжетно-ролевая игра. Сначала формирование сюжетно-ролевой игры у детей с ОВЗ проходит на индивидуальных занятиях, где ребёнок учиться овладевать способами ролевого построения игры. Сюжетно-ролевая игра с детьми ОВЗ носит обучающий характер, где партнером ребенка становится педагог или родитель.
Эмоционально-выразительные показы воспитателем простых и понятных жизненных ситуаций (сервировка стола, кормление кукол, укладывание кукол спать, езда мишки на машине и т.д.) вызывает у ребёнка интерес и желание воспроизвести увиденное. Вместе с тем в играх-инсценировках воспитатель вычисляет самое главное в тех событиях, наблюдателем и участником в которых был ребёнок. В обучающих играх ребёнок не сторонний наблюдатель – это фактически совместные игры, где взрослый создает условия для развертывания сюжетно-ролевой игры. Такие игры могут носить характер специальных показов-инсценировок, сюжетно-дидактических игр, или же образы игрового действия воспитатель демонстрирует, включаясь непосредственно в игру с ребёнком. Если ребёнок научился переводить свой реальный опыт в игровой условный план, (например, кормление понарошку), воспитатель, развивая игру, подключает других детей и игра продолжается с подгруппой детей. - Формирование готовности к совместной деятельности со взрослым и сверстниками. Совместная деятельность – это организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры. Воспитатель обучает детей способом установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели в продуктивных видах деятельности, в совместно-индивидуальной деятельности.
- Позитивные установки к различным видам творчества мы формируем средствами изобразительной деятельности. Наши дети не всегда обладают способностью ярко и цельно воспринимать цвета, душевно откликаться на их воздействие, поэтому на первом этапе мы предлагаем ребенку игры с красками, в технике "мокрым по мокрому". Эта техника позволяет ребенку с интересом и радостью пережить встречу с цветом.
Для возникновения интереса к лепке воспитатель создает из кусочка воска различные фигурки, что вызывает удивление у ребенка. Часто мы используем прием рука в руке, и при этом рассказываем какую-либо историю и маленький ребёнок чувствует, как под воздействием тепла его рук из неоформленного кусочка появляется фигурка.
Все, что ребёнок нарисовал или слепил, не оценивается взрослым, все принимается как хорошая и достойная работа.
Таким образом, в нашей группе кратковременного пребывания ребенок учиться реальному взаимодействию с другими людьми, как равноправными партнерами. А это значит, осваивает конкретные социальные навыки: приобретает умения согласовывать свои действия с учетом позиции партнеров по игре или иным занятиям, общение с окружающими людьми становится нормативным, появляются практико-ориентированные действия, самостоятельность, обогащается образ своего Я.
Литература
- Арутанова. А. "Организация диагностического общения дошкольников со сверстниками" //Дошкольное воспитание. 2001 г. №5.
- Загвоздкин В.К. Вальдорфский детский сад. В созвучии с природой ребенка. – СПб. – Москва. – 2005.
- Воробьева А.В. "Воспитание положительного отношения к сверстникам"// Дошкольное воспитание 1988г. №3
- Лидах Л. "Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребёнка со сверстниками" //Дошкольное воспитание 1990 г. №7
- Толстикова О.В., Савельева О.В. "Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средство социализации ребёнка".