Павлова Марина Васильевна, учитель физики, ГБОУ СО "Новоуральская школа №2", Новоуральск
Решение задач является универсальным инструментом для контроля за качеством усвоения обучающимися теоретического материала. Вместе с тем решение задач выделяется обучающимися как один из самых трудных видов деятельности на уроке.
Анализ результатов работ показал, что основная масса ошибок при решении задач связана с подбором или написанием формул.
Наблюдение за деятельностью обучающихся во время уроков решения задач позволило выяснить суть проблемы: дети не умеют выстраивать цепочку рассуждений, которая позволила бы им правильно оценить описанную в условии задачи ситуацию, определить физическое явление, законы, описывающие его и, соответственно, правильно выбрать формулы, связывающие те физические величины, которые представлены в условии.
Наблюдения за работой обучающихся во время уроков, свидетельствуют о более эффективных результатах при наличии плана действий. Причем, чем конкретнее план, тем лучше результаты. Все это натолкнуло на мысль использовать в формировании у обучающихся умения решать задачи алгоритм.
Использование алгоритма в образовательном процессе не является новостью. В некоторых изданиях методической литературы есть готовые алгоритмы решения задач. Работа по таким алгоритмам вызывала у обучающихся затруднения, т.к. по причине индивидуальных особенностей развития, им необходимы были более конкретные инструкции, к тому же алгоритм содержал много пунктов (больше, чем в стандартной записи решения задачи по физике), что также усложняло обучающимся работу с ним.
Возникла необходимость адаптировать имеющийся алгоритм решения задач с учетом особенностей детей.
Условно весь процесс решения количественной задачи можно разделить на четыре основные части:
- чтение и анализ условия;
- краткая запись условия и перевод единиц измерения в систему СИ;
- решение задачи в общем виде;
- вычисление искомой величины подстановкой численных значений в рабочую формулу.
Эти же пункты выделяются и при оформлении решения задачи. В связи с недостаточностью интегративной деятельности мозга дети с ЗПР затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов и информации. Учитывая эту особенность развития, логично было адаптировать алгоритм именно в этом направлении, т.е. он тоже должен состоять из тех же четырех разделов. Кроме этого, деятельность в рамках каждого раздела необходимо конкретизировать с помощью пошаговой инструкции. Полученный алгоритм состоит из четырех основных разделов (приложение 1).
Первый раздел "Чтение и анализ текста задачи". Основной целью этого раздела является выявление основной сути условия: какое явление описывается в задаче и какими физическими величинами оно характеризуется. От результата анализа текста условия зависит правильность решения всей задачи. Чтобы помочь детям проанализировать текст на должном уровне, в разделе есть план как это можно сделать. Сначала предлагается определить физическое тело, о котором идет речь в задаче. (Понятие физического тела усваивается обучающимися более эффективно). Затем рассматривается ситуация, в которой оказалось тело согласно условию задачи. И только после этого дети определяют, к какому явлению можно отнести эту ситуацию. Здесь же, в процессе анализа детям предлагается выделить в тексте слова, которые обозначают физические величины. Внимание обращается на то, что это именно слова, т. к. дети путаются в понятиях и могут за физическую величину принять либо единицу измерения, либо числовое значение.
В заключении работы по данному разделу алгоритма обучающиеся выписывают в черновик формулы, которые они вспомнили, определяя явление, описанное в условии задачи.
Второй раздел "Краткая запись условия. Перевод единиц в систему СИ".
Целью данного раздела является правильное буквенное обозначение тех физических величин, которые были выделены при анализе текста, определение известных и искомых величин и работа с их единицами измерения.
Знание буквенного обозначения физических величин очень важно для правильного подбора формулы при решении задачи, поэтому закреплению этого знания уделяется много внимания.
Владение правилами перевода единиц измерения в систему СИ обеспечивает верность в вычислении искомой величины. Знание системных единиц отрабатывается на уроках с помощью несложных игровых упражнений. В данном разделе алгоритма присутствует небольшая памятка по переводу единиц в систему СИ.
Третий раздел "Решение задачи в общем виде".
Цель этого раздела - получение рабочей формулы, в которую можно будет подставлять численные значения величин.
В процессе решения задач вводится понятие "рабочая формула" как формула, состоящая только из величин, присутствующих в краткой записи условия. Именно в эту формулу при выполнении вычислений надо подставлять числа. Когда в решении задач используются несколько формул, такой прием помогает детям не перепутать формулу, в которую подставляются числа, с другими формулами.
Четвертый раздел "Вычисления".
Это раздел является заключительным в работе над решением задачи, его цель, вычислить искомую величину, подставив в рабочую формулу численные значения физических величин.
Знакомство с содержанием текста алгоритма происходит на первых уроках по решению задач в седьмом классе и на дополнительных коррекционных занятиях. При коллективном решении задачи на уроке ученик, который решает задачу, вначале вслух проговаривает указание алгоритма, а потом объясняет, как будет действовать применительно к конкретному условию задачи. Это делается для того, чтобы при необходимости внести коррективы в ход решения задачи.
Вначале процесс решения задач идет достаточно медленно. Но, по мере усвоения алгоритма, обучающиеся начинают работать быстрее. Впоследствии, необходимость обращаться к тексту алгоритма у большинства обучающихся отпадает совсем.