Балеевских Елена Михайловна, учитель начальных классов, Валова Наталья Валерьевна, учитель начальных классов, МБОУ ПГО "СОШ №14", Полевской
В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС ОУО, ИН) оценка достижения обучающимися с ИН предметных результатов и БУД базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Механизм оценки и учета образовательных достижений обучающихся ИН, используемый в МБОУ ПГО "СОШ № 14", позволяет в полной мере соответствовать данным требованиям.
В соответствии с требованиями ФГОС ОУО оценке подлежат личностные, предметные результаты, а также освоение базовых учебных действие (БУД). Механизмы и способы оценки и учета образовательных достижений и результатов обучения обучающихся с ИН разрабатываются образовательными организациями самостоятельно.
МБОУ ПГО "СОШ № 14" осуществляет оценку предметных результатов и сформированности БУД у детей с ИН на основе метода экспертной оценки, используя для учета электронные таблицы. В состав экспертной группы входят учителя и специалисты, работающие с конкретным учеником/классом. Основными формами работы участников экспертной группы являются заседания школьного консилиума, совещания при заместителе директора и т.п.
Предметные результаты оцениваются по традиционной пятибалльной шкале, однако при обучении детей с ИН отметки носят мотивационный характер и не могут адекватно отражать уровень овладения ребенком содержанием предметной области. Уровневое оценивание (0 - не осваивает, 1 - минимальный, 2 - достаточный, 3 – повышенный) более информативно для учителя и имеет диагностический характер. При обучении детей с ИН уровневое оценивание следует использовать не только в первом классе, но и в течение всего периода обучения в школе. В качестве экспертов при выставлении среднего балла могут выступать учителя-предметники, учитель-логопед и т.д.
Уровень сформированности базовых учебных действий (БУД) и анализ динамики представляются в единицах (2 - сформировано, 1 - частично, 0 - не сформировано). Уровень сформированности БУД обсуждается коллегиально (в том числе на заседании школьного консилиума и т.п.) и определяется путем среднего арифметического. В ходе общего осуждения оценивается динамика развития каждого обучающегося.
Данные по предметным результатам и БУД вносятся классным руководителем в электронные таблицы, которые позволяют анализировать результаты отдельных учеников, по классу, по четвертям, за учебный год, по предмету, по отдельным БУД.
Электронные таблицы для учета предметных результатов и сформированности БУД у детей с ИН внедрены в 1-4 классах. Методическое сопровождение внедрения электронных таблиц в 5-9 классах осуществляется в течение 2021-2022 учебного года. Практика использования электронных таблиц несомненно упрощает ведение документации, способствует наглядному представлению результатов, способствует профессиональному общению педагогов по планированию дальнейшей работы, выбора видов деятельности с отдельными обучающимися. Опрос учителей начальной школы подтверждает практическую значимость электронных таблиц для учета и представления образовательных результатов детей с ИН.
Практика представлена на заседании ГМО учителей начальных классов в марте 2021 г.