Синцова Ирина Михайловна, учитель, ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 5", Екатеринбург
В образовании умственно отсталых детей особое значение придается практической стороне специального образования - развитию их жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
«Кулинария» как учебный предмет имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся, так как учебный курс обеспечивает возможность систематизировать, формировать и совершенствовать обходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, понять основы культуры питания, принять их и, возможно, выбрать это направление для профессионального самоопределения.
Обучение кулинарии способствует развитию мышления, мелкой и общей моторики, благотворно сказывается на становлении личности обучаемых, способствует социальной адаптации и обеспечивает, в определённой степени, самостоятельность в быту.
Для организации деятельности обучающихся с умственной отсталостью разработана рабочая тетрадь по кулинарии по разделу: «Крупы, виды круп. Блюда из круп».
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы, выполнения домашних заданий, закрепления знаний обучающихся, полученных на уроках профильного труда: «кулинария».
Рабочая тетрадь содержит практические творческие задания, которые помогут расширить и закрепить знания по темам «Крупы, виды круп». «Первичная обработка круп», Блюда и гарниры из круп», больше узнать о крупах, их пользе в питании человека, приёмах приготовления блюд из них; освоить правила и умения правильно и последовательно готовить каши разной консистенции.
Задание 2. “Угадай-ка”. Догадайтесь, о каком виде крупы идёт речь.
Крупинки целые, средней величины, трёхгранной формы, серо-коричневого цвета - ______________________
Мелкие дроблёные крупинки, не имеют форму, бело-жёлтого
цвета - __________________________
Целые (сплющенные) крупинки, крупные, овальной плоской формы, серо-жёлтого цвета - _____________________________
Крупинки целые, мелкие, круглые, жёлтого цвета - ___________________
Задание 9. Заполни таблицу.
Виды круп полученных из различных злаковых культур.
Злаковая культура |
Крупа, получаемая из зерна |
Гречиха |
|
Рис |
|
Просо |
|
Пшеница |
|
Ячмень |
|
Кукуруза |
|
Овёс |
|
Задание 15. Игра «Да - нет» Что нужно для приготовления каши? Если этот продукт нужен, говорите «Да», а если не нужен, говорите «Нет».
Рыжая лисонька задумала кашу варить, чтобы деток накормить. На рынок пошла и вот что взяла: парное молоко, куриное яйцо, крупа манная, капуста кочанная, солёный огурец, мясной холодец, сахар да соль, белую фасоль, масло топлёное, рыбка солёная, лавровый лист, китайский рис, чернослив и изюм, шоколадный лукум, перец болгарский, соус татарский, клубничное варенье, бисквитное печенье.
Задание 4 – подпиши названия каш по способу из приготовления
Для развития познавательной деятельности обучающихся в тетрадь помещены специальные коррекционные упражнения, позволяющие развивать внимание, память, мышление (анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей), речь.
Содержание заданий позволяет организовать на уроке продуктивную индивидуальную и групповую работу, а также работу по формированию самооценки обучающихся.
В рабочую тетрадь включены все необходимые материалы для организации дифференцированной, индивидуальной и групповой работы обучающихся с умственной отсталостью.