Смирнова Анна Евгеньевна, учитель обучения на дому, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
В силу значительных ограничений вербальной коммуникации неговорящие обучающиеся с ТМНР оказываются в большой зависимости от коммуникативных партнеров. Поэтому так важно, опираясь на сохранные анализаторы, а именно зрение и слух, научить их альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации. Учебным планом нашей образовательной организации предусмотрен коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Данный коррекционный курс включает в себя несколько направлений, все они нацелены на обогащение чувственного опыта обучающихся через совершенствование работы всех видов анализаторов.
С целью развития слухового и зрительного восприятия, памяти, а также формирования слуховых и зрительных связей применяю:
- методику пиктограмм (невербальные средства коммуникации);
- аудиальное «чтение» коротких рассказов и сказок.
Опытом работы с пиктограммами я делилась на прошлом семинаре. Аудиальное чтение - следующий вид работы, который я использую с целью развития слухового и зрительного восприятия и памяти.
При обучении аудиальному чтению обучающихся данной категории акцент делается на то, что важнейшей задачей обучения является не собственно ознакомление их с художественной литературой, а знакомство со сказками, потешками, стихами, песнями, короткими рассказами для формирования умения воспринимать, понимать и воспроизводить услышанное с помощью взрослого и самостоятельно, используя доступные вербальные (голос, звукоподражание) и невербальные средства коммуникации.
Основная цель — развитие зрительного и слухового восприятия, памяти.
Основные задачи:
- расширять кругозор, пополнять импрессивный словарный запас: обогащать в процессе «чтения» пассивный словарный запас обучающихся, связанный с содержанием социального (эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового) опыта.
- Развивать мотивационную сферу для слушания и самостоятельного чтения книг-картинок в специально созданных ситуациях общения.
- Прививать первичные ценностные представления обучающихся к книгам, иллюстрациям, картинкам и аудиоматериалу.
- Приобщать детей пользоваться словом-жестом в доступных для них ситуациях.
- Создавать интерес как к визуальному и аудиальному процессу.
Подготовку к аудиальному чтению я разделила на несколько направлений:
Работа с картинками: «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. (приложение 1)
- Называние и показ педагогом слова и показ соответствующей слову картинки. Многократное повторение слова для запоминания изображенного на картинке. Называние педагогом слова и поиск обучающимся картинки, соответствующей названному слову.
- Называние педагогом фразы, показ соответствующей фразе картинки. Многократное повторение фразы для запоминания изображенного на картинке. Называние педагогом фразы, поиск обучающимся картинки, соответствующей услышанному.
- Составление педагогом коротких рассказов из изученных слов. Многократное повторение рассказов для запоминания, изображенного на картинке. Подбор обучающимся картинок по услышанному рассказу.
Работа с чистоговорками (приложение 2).
Показ картинки с проговариванием чистоговорки. Многократное повторение и показ соответствующей иллюстрации. Подбор обучающимся картинок по слуховому восприятию чистоговорки.
Работа с скороговорками (приложение 3).
- Проговаривание скороговорки с последовательным показом картинки на каждое слово. Многократное повторение и показ иллюстраций.
- Проговаривание педагогом скороговорки с показом картинки с полным изображением скороговорки.
- Подбор обучающимся картинок по слуховому восприятию скороговорки.
Для подготовки к аудиальному чтению использую методическое пособие Н. Созоновой, Е Куциной «Читать раньше, чем говорить» (приложение 1).
После проведения предварительной работы можно переходить непосредственно к аудиальному чтению.
Виды работы:
Чтение коротких рассказов с дополнением текста картинками. В итоге такого прочтения, обучающийся должен запомнить смысл текста и расставить картинки самостоятельно (приложение 4). Уровень самостоятельности зависит от индивидуальных особенностей обучающегося.
Работу по аудиальному чтению сказки (приложение № 5) можно условно разбить на несколько этапов. Продолжительность каждого этапа зависит от зоны ближайшего развития обучающегося.
- 1 этап. Эмоциональное прочтение сказки педагогом, показ соответствующих сюжетных картинок. Также можно использовать дополнительно аудиозапись сказки, просмотр мультфильма.
- 2 этап. Рассматривание иллюстраций, проговаривание педагогом фрагмента сказки.
- 3 этап. Вопросы по содержанию с показом картинки-ответа.
- 4 этап. Последовательное распределение картинок в соответствии с сюжетом сказки (совместно с учителем).
- 5 этап. Чтение сказки учителем, подбор обучающимся соответствующих тексту картинок, раскладывание иллюстраций в процессе слушания и восприятия сказки.
Вариативность этапов, их продолжительность определяются особенностями конкретного обучающегося с ТМНР.
Использование и внедрение в процессе обучения активной дифференцированной помощи для обучающихся с ТМНР (интеллектуальными нарушениями) имеет большую социальную и педагогическую значимость. Опыт работы с такими детьми показывает, что при условии целенаправленного педагогического воздействия, обучающиеся с таким диагнозом способны овладеть определенными знаниями, умениями и навыками. А применение в обучении аудиального чтения совершенствуют зрительные и слуховые анализаторы активизирует, развивает его когнитивную сферу.