Лисицына Вера Алексеевна, учитель-дефектолог, ГБОУ СО "Нижнетагильская школа-интернат № 1", Нижний Тагил
В настоящее время, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) образования для обучающихся с ОВЗ, одним из важнейших актуальных направлений специального образования для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является формирование культуры здорового и безопасного образа жизни [2].
Обучающиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний [1]. У данной категории, обучающихся наблюдаются грубые дефекты психических функций, восприятия, памяти, внимания, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сферы. Все вышеперечисленные нарушения препятствуют усвоению учебного материала средствами обучения в традиционной форме.
В настоящее время существует множество современных технологий при работе с данной категорией обучающихся. Наиболее известными и применяемыми в коррекционном обучении являются:
- здоровьесберегающие технологии (фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, литотерапия, аурикулотерапия, його-терапия);
- технология су-джок терапия;
- компьютерные технологии (компьютерная программа «Видимая речь III», сурдологопедический тренажер «Дельфа-142», «Томатис», приборы БОС и др.);
- информационно-коммуникационные технологии:
- кинезиологическая технология;
- поведенческая технология (АВА) и другие.
Одной из современных технологий, широко применяемой в специальном образовании, на сегодня является информационно-коммуникационная (далее ИКТ). Применение уникальных возможностей ИКТ в специальном образовании позволяет максимально развить возможные способности ребенка, предупредить и корректировать вторичные отклонения. С помощью данных технологий «достраиваются» те условия обучения, которые необходимы для развития обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств.
Под понятием ИКТ, мы понимаем методы и способы накопления, передачи, обработки и хранения информации на базе технических средств.
Применение ИКТ в обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможно только тогда, когда установлен доброжелательный контакт, реагирование на голос педагога, ребёнок откликается на свое имя.
ИКТ можно применять на различных этапах урока: на этапе организационного момента, при проверке домашнего задания, при изложении нового материала, на этапе закрепления нового материала, при контроле и проверке изученного (контроль и проверка знаний посредством компьютерного тестирования), на этапе подведения итогов.
Средства применения ИКТ в образовательной области обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разнообразны. Это могут быть: обучающие программы, тесты, виртуальные экскурсии, познавательные видеофрагменты, обучающие и развивающие игры и т.д.
Перечисленные средства ИКТ оживляют учебный процесс за счет новизны, реалистичности и динамичности изображений, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании таких технологий информация затрагивает различные психические процессы (память, внимание, восприятие, мышление, речь и др.) одновременно, в результате чего знания лучше усваиваются и запоминаются.
Одним из самых распространенных и доступных средств информационно-коммуникационных технологий на сегодняшний день является презентация (мультимедийное средство). Уникальность данного мультимедийного средства состоит в простоте его использования педагогом и применении как в урочном, так и внеурочном процессе.
Использование презентации способствует развитию наглядно-образного мышления, внимания; содействует положительной мотивации; способствует обеспечению методической и дидактической поддержки различных этапов работы; дает возможность оптимально использовать время на уроке, видеть реакцию обучающихся. Следует отметить, что выше перечисленное достигается при условии правильно оформленной (по требованиям) презентации.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии, специально разработанные для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), позволяют частично или полностью компенсировать недостатки их развития, облегчают их социализацию, что приобретает особую актуальность в условиях обучения данной категории детей.
Список используемых источников
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.obrazovanie-wad.edusite.ru) – (дата обращения: 21.09.2019).
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru) – (дата обращения: 11.09.2019).