Шорохова Татьяна Викторовна, учитель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
Формирование коммуникативной компетенции имеет выраженную коррекционно-развивающую направленность. Уровень ее развития тесно связан с речевым, психологическим, интеллектуальным и личностным развитием ребенка. Формируя коммуникативную сферу у детей с ОВЗ посредством развития мелкой моторики, мы способствуем успешной социализации как в семье, так и в социуме.
Проблема актуальна, так как развитие мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется тем, что на формирование коммуникативной компетенции влияют познавательная, волевая и эмоциональная сферы психики. Чтобы обучающемуся было легче адаптироваться в этот сложный даже для здорового человека мир - необходимо прививать ему навыки коммуникативной культуры.
Как известно, моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с умственной отсталостью наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Мы часто сталкиваемся с проблемами, когда обучающимся приходится что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать. И, конечно же, отклонения в развитии моторной сферы создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда [1, с. 2].
Коммуникативная компетенция - это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования, или выполнять задание (вести деятельность). От уровня её развития во многом зависит процесс адаптации и эмоциональное благополучие в коллективе.
Коммуникативная компетентность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включает:
- развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на непринуждённую модель поведения;
- развитие умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) -средствами человеческого общения;
- выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;
- развитие творческих способностей и их выражения в процессе коммуникативной деятельности;
- развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.
Для развития коммуникативной компетентности детей с ОВЗ создаются такие ситуации, в которых обучающийся мог бы реализовать свой коммуникативный опыт, а также использовать упражнения, которые помогают раскрыться каждому ребенку независимо от его способностей.
В работе с детьми я использую различные методы развития и техники ручной умелости: традиционные - пальчиковые игры с речевым и без речевого сопровождения, сюжетно-ролевые игры, самомассаж кистей и пальцев рук, игры с прищепками, игры со счетными палочками, игры на наматывание, игры с бросовым и природным материалом и т.д., и нетрадиционные – самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, иглотерапия, «Су-Джок», спирограф, кинезитерапия и т.д. [2, с. 6]
Считаю более рациональным специальный подбор речевого материала для пальчиковых игр, сюжетно-ролевых игр, что является дополнительным приемом обогащения и коррекции лексико-грамматического строя речи, а также придает работе сюжетность, является игровым, занимательным приемом, не отвлекающим обучающихся от работы. Интенсивность игр и упражнений варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Эти занятия способствуют развитию коммуникативных навыков, пробуждают детское воображение, память, пространственное мышление, внимание, способствуют развитию точности движений пальцев рук, активизируют речь и быстроту реакции.
Таким образом, коммуникативная компетентность заключается в развитии навыков и умений разностороннего общения, продвижении детей в общем развитии, формировании у них положительных черт, предусматривающих коррекцию имеющихся недостатков, установлении конструктивных связей и взаимоотношений с окружающими людьми.
Развивая коммуникативную сферу у обучающихся с ОВЗ, мы способствуем успешной адаптации и социализации, развиваем навыки адекватного поведения и общения как в семье, так и в социуме.
Список литературы
- Проблемы дефектологии. [Текст] под ред. Л.С. Выготский. - М.: 1995.- С. 2.
- Играем пальчиками и развиваем речь. [Текст] под ред. В. Цвынтарный.- Л.: 1997.- С. 6.