Брызгалова Елена Федоровна, воспитатель, МБОУ СКОШИ ЧГО, Чайковский, Пермский край
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хотела бы поделиться опытом своей работы с детьми, подростками, молодёжью с ОВЗ, объединенных в одну группу, работающей в течение семи лет, деятельность которой направлена на формирование социально — активной личности, развитие её творческого потенциала.
Социализация - процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.
Среди средств социализирующего воздействия, действующих на различных этапах человеческой жизни и в различных исторически конкретных общностях, самодеятельное художественное творчество занимает особое место.
Деятельность агитационно-художественных коллективов всегда отличается тесной связью содержания идейной направленности с насущными задачами времени, стремлением наиболее ярко и полно отобразить окружающую жизнь, остро чувствуя и откликаясь на актуальные, волнующие «свою» аудиторию проблемы.
А что касается процесса обучения, комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач возможно лишь при условии воздействия не только на сознание обучающихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка и пение, а также возможность проявить свои индивидуальные художественные способности, артистические данные. Разучивание песен и постановка пьес, драматизация помогают без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как они включают новые слова и выражения. Агитационно-художественная самодеятельное творчество - это явление социально художественное, педагогическое. Одной из этих форм является агитбригада.
Агитбригада - творческий коллектив, выступающий по различной тематике и затрагивающий актуальные проблемы своего времени, который высмеивает отрицательные стороны нашей жизни и показывает положительные моменты.
Агитбригада - агитколлектив, агиттеатр, небольшой профессиональный или самодеятельный театральный коллектив.
Это единственно доступный жанр, практически удобная и мобильная форма для небольших, даже технически не оснащённых кабинетов.
Содержание является главным в творчестве агитбригад, т. е. агитация и пропаганда.
Выступление агитбригады носит дивертисментный характер, когда в едином сценарии собраны законченные номера, эпизоды (дивертисменты), решенные в различных жанрах, отсюда и столь распространенная агитбригадная многожанровость.
Особое внимание уделяется коррекционной работе:
- развитию речевого аппарата,
- постановке голоса,
- развитию памяти,
- выразительности чтения,
- развитию музыкального слуха и воспроизведения,
- сценической культуре поведения.
Данный вид деятельности осуществляется через репетиции, выступления, беседы, практически работы (подборка стихотворений, разучивание песен, изготовление реквизитов.
Содержанием работы являются следующие формы:
- литературно-музыкальные композиции;
- театральные постановки;
- агитбригадные выступления.
Наша группа принимала участие в муниципальных и краевых конкурсах среди всех общеобразовательных учреждений.
Муниципальный фестиваль агитбригад «И помнит мир спасенный». В фестивале приняли участие 267 человек из 15 образовательных организаций: школ № 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 12, 13, Гимназии, школ с. Сосново, Фок, ФС(К)ОШИ, ЦДЮТТ «Ютекс», ДДТ «Искорка». Победителями стали учащиеся ФС(К)ОШИ.
Вот как писали в газете «Частный интерес» о нашем выступлении: «28 марта в школе №1 состоялся гала-концерт из лучших номеров агитбригад муниципального фестиваля «И помнит мир спасённый…», посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне».
Обучающиеся школ города и района представляли членам жюри свои агитбригады - литературно-музыкальные композиции, состоящие из стихов, песен, рассказов, танцевальных постановок на тему войны. Всего состязалось 16 команд.
Абсолютным победителем фестиваля была признана команда Фокинской коррекционной школы-интерната, выступившая с литературно-музыкальной композицией «Если мы войну забудем, вновь придёт война».
Выступление этого коллектива произвело потрясающее впечатление. После него у жюри кардинально изменился взгляд на оценку презентаций остальных команд - настолько глубоко ребята смогли прочувствовать и передать переживания свидетелей страшных событий, безутешное горе матери, потерявшей сына, и героический дух молодого солдата, погибшего за родную страну. Зрители были не в силах сдержать слезы и переполнявшие их чувства.
В Чайковском прошёл фестиваль школьных агитбригады «Великие люди России». Обладателями диплома III степени стала Фокинская коррекционная школа-интернат с программой «Некоронованные короли Урала». Ученики Фокинской коррекционной школы очень интересно рассказали о «Некоронованных королях Урала» династии Демидовых. Были показаны слайды и проведена параллель с завода Демидовых и основателей села Фоки — Фоке, в честь которого и названо село. Ребята заняли третье место и получили спецприз от депутата Законодательного Собрания В.А.Сухих, сертификат на покупку канцтоваров.
24 марта 2018г. среди школ Чайковского муниципального района состоялся Фестиваль агитплощадок. Тема IV Фестиваля: «Россия – наш общий дом».
I место – Лицей «Синтон».агитплощадка "Это вкусное слово пельнянь"
II место - СОШ с. Сосново, агиплощадка "Я русский - этим горжусь!"
III место – Фокинская школа-интернат, агитплощадка "Мы понимаем флаг своего государства" (рук. Брызгалова Е.Ф.).
Приёмы, которые применяю в работе с детьми:
- индивидуальный подход;
- дидактические игры;
- беседы;
- мозговой штурм;
- работа в паре и в коллективе.
Ораторское мастерство, разговорный жанр, танцы, песенное творчество всё это способствует развитию творческой и социальной активности, воспитывает гражданское самосознание у ребят из нашей агитбригады.
Мы верим, что наши дети вырастут самодостаточными, успешными и добрыми гражданами своей страны.
Что такое жизнь,
Короткое мгновение.
Как звёздочка мелькнёт,
В туманной мгле,
Но главное её предназначение,
Добрый след оставить на земле.
Список литературы
- http://profkultura.ru
- https://portalpedagoga.ru
- Chaykovskiy.BezFormata.com
- uprobr.my1.ru›news/municipalnyj…i_pomnit_mir…122
- chaikovskie.ru