Шилимова Юлия Романовна, студент, ГАПОУ СО "НТПК №1", Нижний Тагил
Одной из основных частей информатизации образования, особенно в условиях внедрения Федеральных образовательных стандартов, является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы использование информационно-образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе.
Информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, позволяют усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.
Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с задержкой психического развития становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа в наиболее доступной и привлекательной игровой форме достигнуть нового уровня знаний: развивает познавательные способности, логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую культурных практик, максимально способствует повышению качества образования.
Особенности детей с задержкой психического развития, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении.
Казалось бы, невозможно совершить кругосветное путешествие, экскурс в прошлое страны и увидеть разнообразие животных и растений всего за сорок минут. С использованием современных информационных технологий это как раз возможно.
Игры и игровые ситуации позволяют детям с задержкой психического развития проявить максимум находчивости, изобретательности. Включение мультимедиа анимации, фрагментов видеофильмов, музыки дает возможность усилить восприятие и облегчает усвоение преподносимого материала.
Современный урок невозможно провести без привлечения средств наглядности. Достичь хорошего результата можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего развитие познавательных способностей.
Для обеспечения хорошего результата необходимо рассмотреть следующий сервис: LearningApps – полностью бесплатный онлайн-сервис из Германии, позволяющий создавать интерактивные упражнения для проверки знаний.
На LearningApps представлена большая коллекция готовых упражнений, сортированных по категориям (учебные предметы, области знаний), по темам, по ступеням обучения (начальная, средняя школа, старшие классы, профессиональное образование и повышение квалификации). Интерактивные упражнения как широкий комплекс методических приёмов сочетают в себе наглядность, практическое развитие навыков работы за компьютером, диалог учителя и учащегося в процессе обучения.
Также предоставляется возможность выбрать наиболее интересные упражнения, благодаря которым дети с задержкой психического развития смогут тренировать и проверять свои знания в игровой форме. Правильность выполнения заданий проверяется мгновенно, в онлайн-режиме. Поскольку интерактивные упражнения воздействуют на органы чувств и обеспечивают более полное представление образа или понятия, это позволяет встроить их в любой этап учебного занятия. Наряду с этим интерактивные упражнения позволяют рационально использовать время на занятиях.
Сервис LearningApps повышает не только уровень профессиональной компетентности, но позволяет дифференцировать процесс обучения детей с задержкой психического развития с учетом их индивидуальных особенностей, способствует развитию познавательных способностей, повышает уровень учебной мотивации. Он дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.
Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств информационно-коммуникационных технологий, оправдывает себя во всех отношениях. Компьютерные технологии способствуют повышению качества знаний, продвигают ребенка в общем развитии, помогают преодолевать трудности, создают благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и ученика, их сотрудничества в учебно-воспитательном процессе.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий позволяет значительно оживлять образовательную деятельность в работе с детьми с задержкой психического развития, дает сильный положительный эмоциональный отклик со стороны детей и в результате увеличивается познавательный интерес детей к самостоятельной практической деятельности.