Щавлева Оксана Николаевна, преподаватель, ГАПОУ СО "НТПК №1", Нижний Тагил
Результаты многочисленных исследований, изучение практической работы учреждений свидетельствуют о том, что в общеобразовательных учреждениях увеличивается количество воспитанников с проблемами здоровья, характеризующихся неоднородностью по уровню физического, психического и социального развития. В настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, из них 250 тыс.чел. обучаются в общеобразовательных классах. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья дети с задержкой психического развития составляют многочисленную группу.
Во многих общеобразовательных учреждениях г. Нижний Тагил функционируют классы для детей с задержкой психического развития. В связи с этим возникает необходимость включения детей с ЗПР в среду нормально развивающихся обучающихся и организации комплексного психолого-педагогического сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано на протяжении всего периода обучения в условиях общеобразовательного учреждения.
Специалисты сопровождения отслеживают эффективность обучения детей с ЗПР, текущие и этапные результаты адаптации, динамику развития и личностного роста обучающихся, освоение общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья.
Все выше сказанное позволяет выстроить программу психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР, включающую в себя следующие этапы: диагностический, коррекционно-развивающий, консультативный, организационно-методический, оценочный.
Диагностический этап включает в себя систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка. Коллегиальное обсуждение результатов обследования всеми специалистами школьного ПМПк позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определить общий прогноз его дальнейшего развития, комплекс необходимых коррекционно-развивающих мероприятий и разработать индивидуальную программу коррекционной работы с ребенком.
В соответствии с особенностями развития ребенка и решением ПМПк на коррекционно-развивающем этапе определяются основные направления, периодичность и продолжительность цикла занятий с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции. Наиболее важной задачей является при этом разработка программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом.
Согласно программе психолого-педагогического сопровождения обучающихся целесообразно включать в учебный план образовательных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, курсы «Я учусь учиться» (1-4 класс) с целью формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы, «Уроки психологии» (5-9 класс), направленных на развитие у них навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, преодоления затруднений в учебе и других видах деятельности.
Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активная помощь, и поддержка родителей. Однако на практике оказывается, что родители относятся к процедуре взаимодействия со специалистами ПМПк безразлично, игнорируя проблемы своего ребенка.
На консультативном этапе необходимо осуществлять помощь педагогам и родителям в воспитании и обучении ребенка с ЗПР, разрабатывать рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья. Формы психологического просвещения педагогов могут быть разнообразны: выступления на методических объединениях по ключевым проблемам развития ребенка с ЗПР и его особым образовательным потребностям, организация педагогических консилиумов, индивидуальные консультации и т.д.
Форма и содержание работы с родителями определяется степенью их готовности к сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой работы является индивидуальное консультирование, оно проводится в несколько этапов. Задачей первого этапа является установление доверительных отношений с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. Специалисты ПМПк в доступной форме рассказывают родителям об особенностях их ребенка, указывают на его положительные качества, объясняют, какие специальные занятия ему необходимы, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях, на что следует обратить внимание. Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться их проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать их. На этапе собственно коррекционно-развивающей работы родители привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий специалистов.
На индивидуальных и групповых консультациях должно проводиться совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы, анализироваться факторы положительной динамики развития ребенка, вырабатываться рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к школе, взаимодействием с одноклассниками в учебной работе и во внеурочное время). Работа с родителями осуществляется через индивидуальные консультации, групповые тематические консультации, тематические родительские собрания, родительский всеобуч и т.д.
Организационно-методическое направление. Данное направление деятельности включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации. Для оценки результативности проведенной работы на оценочном этапе изучаются оценки успеваемости по предметам, личностные достижения ученика, его участие в спортивных, культурно-досуговых мероприятиях, межличностное отношения с родителями и одноклассниками. Координируется взаимодействие основных педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения, результаты фиксируются в разработанной нами психолого-педагогической карте сопровождения обучающегося с ЗПР.
Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время в практической психологии выделилось и конкретизировалось направление психологического сопровождения детей с ЗПР. Оно имеет специфические цели и задачи, обусловленные образовательными потребностями детей с ЗПР и моделями интеграции, позволяющими в максимальной степени реализовать потенциальные возможности этих детей в сфере социализации и овладения академическими знаниями.