Неофитова Елена Юрьевна, преподаватель, Щавлева Оксана Николаевна, преподаватель, ГАПОУ СО "НТПК №1", Нижний Тагил
Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний. Лекции, практические и семинарские занятия в ГАПОУ СО «НТПК № 1» по большинству дисциплин проводятся совместно. При этом преподаватель должен уметь гибко перестраивать ход лекционного, семинарского и практического занятий, адаптировать с учетом потребностей смешанной аудитории как сам материал, так и способ его подачи.
Например, визуальные презентации являются необходимыми для эффективного обучения слабослышащих обучающихся. Незрячие обучающиеся и обучающиеся с остаточным зрением довольно хорошо воспринимают информацию на слух. Поэтому требования к обучающимся с различными образовательными потребностями гибко варьируются внутри одной и той же общей для всех образовательной программы. Эти требования касаются не только выработки вариабельных критериев качества усвоенных знаний с содержательной точки зрения, но также индивидуального (оптимального для конкретного обучающегося) темпа усвоения и способов промежуточного и итогового контроля усвоенных знаний. Как правило, обучающимся с нарушением зрения и ДЦП (испытывающим трудности в письменном конспектировании) разрешается использовать на лекции диктофон, чтобы дома проработать материал еще раз. Некоторые незрячие и слабовидящие обучающиеся довольно успешно пользуются для конспектирования лекций «ноутбуками».
Большей части обучающихся с ОВЗ трудно делать самостоятельно доклады, публичные выступления, презентации в обычном режиме, поэтому педагоги часто практикуют групповые варианты подготовки семинарской темы занятия и доклада.
Слабослышащие обучающиеся предпочитают письменные варианты промежуточной отчетности и итогового контроля, а инвалидам по зрению и некоторым обучающимся с ДЦП доступны только устные формы отчетности и экзамена.
Для категории обучающихся с ОВЗ важнейшим условием компенсации дефекта является наличие программ, учебников, учебных пособий, материалов для самостоятельной работы в электронном виде.
Во многом учебному процессу помогают различные формы сотрудничества, взаимной поддержки, толерантного отношения друг к другу между обучающимися и обучающимися с ОВЗ и инвалидами. Все это является важнейшими составляющими инклюзивного образования и необходимо для эффективной самореализации в учебном процессе каждого обучающегося.
Особенности и своеобразие психофизического развития лиц с ОВЗ и инвалидов определяют необходимость создания специальных условий для обеспечения инклюзивного образовательного процесса, которые заключаются в реализации следующих программ:
- Программа по адаптации студентов первокурсников колледжа.
- Адаптированные основные образовательные программы среднего профессионального образования по реализуемым специальностям.
- Адаптированные индивидуальные траектории (для каждого вида нарушений) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- Комплекс адаптированных заданий по каждой учебной дисциплине/МДК.
- Адаптированный план практики (для каждого вида нарушений).
- Программа психолого-педагогического и социального сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется для обучающихся, имеющих проблемы с обучением в общении, социальной адаптации, которое направлено на изучение, развитие и коррекцию личности инвалида или лиц с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики, коррекции личностных достижений психолого-педагогической службой, социальным педагогом, кураторами учебных групп, преподавателями колледжа.
Этапы психолого-педагогического и социального сопровождения:
1-ый этап – организационно-диагностический.
№ |
Содержание деятельности |
Срок реализации |
Ответственный |
Результат |
1 |
Сбор и анализ документов подтверждающих социальный статус. |
Август |
Кураторы групп, фельдшер, социальный педагог |
Выявлены обучающиеся инвалиды, лица с ОВЗ. |
2 |
Создание и корректировка банка данных обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ |
Сентябрь – июнь |
Социальный педагог |
Оформление личных дел обучающихся |
3 |
Изучение состояния здоровья и возможностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ. |
Сентябрь - октябрь |
Кураторы групп, фельдшер, социальный педагог |
Профилактическая работа. Санитарно-просветительская. Организация диспансеризации. |
4 |
Изучение личности здоровья и возможностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ. |
Сентябрь |
Преподаватели психологии |
Составлен совместный план коррекции |
5 |
Изучение семьи (семейных отношений, воспитания)
|
Сентябрь |
Преподаватели психологии |
Взаимодействие с семьями детей- инвалидов. |
6 |
Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с детьми, имеющими ОВЗ |
Сентябрь |
Преподаватели психологии, фельдшер |
Педсовет по адаптации обучающихся. Составление адаптированных индивидуальных траекторий |
7. |
Составление плана сопровождения обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ |
Сентябрь |
Отдел по ВР |
Составление плана сопровождения |
8. |
Закрепление за инвалидами, лицами с ОВЗ волонтерского сопровождения. |
Сентябрь |
Отдел по ВР |
Определение тьютеров среди студентов старших курсов. |
Промежуточные результаты:
|
2 этап: основной (октябрь-май)
№ |
Содержание деятельности |
Срок реализации |
Ответственный |
Результат |
1 |
Организация и проведение диагностического исследования |
Октябрь |
Социальный педагог, преподаватели психологии |
Выявлены обучающиеся инвалиды, лица с ОВЗ. |
2 |
Организация и проведение обучающего семинара по работе с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ |
В течение всего периода обучения |
Преподаватели психологии |
Оформление личных дел обучающихся инвалидов, зафиксированы данные в социальном паспорте колледжа |
3 |
Консультирование педагогов и обучающихся по результатам диагностики |
В течение всего периода обучения |
Социальный педагог |
Составление индивидуального плана развития |
4 |
Помощь родителям в вопросах выбора и стратегии воспитания инвалида и лица с ОВЗ. |
В течение всего периода обучения |
Преподаватели психологии |
Разработка тематических родительских собраний |
5 |
Содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений, навыков, необходимых в преодолении трудностей общения |
В течение всего периода обучения |
Преподаватели психологии |
Работа психологической службы. Осуществление плановой индивидуальной работы |
6 |
Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы и т.д.) |
В течение всего периода обучения |
Преподаватели психологии, кураторы учебных групп, |
Реализация программы деятельности по воспитательной работе |
Социальное сопровождение |
||||
1 |
Разрешение конфликтов, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития |
В течение всего периода обучения |
Преподаватели психологии, кураторы учебных групп, отдел ВР |
Практические занятия «Обучение конструктивным способам разрешения конфликтов» |
3 |
Помощь обучающимся в устранении причин, негативно влияющих на посещаемость и успеваемость |
В течение всего периода обучения |
Социальный педагог, юрист |
Постоянный контроль со стороны кураторов учебных групп, социального педагога |
4 |
Оказание социально-правового консультирования |
В течение всего периода обучения |
Социальный педагог, юрист |
Консультирование юриста колледжа |
6 |
Защита имущественных прав |
В течение всего периода обучения |
Социальный педагог, юрист |
Своевременные выплаты социальных стипендий |
7 |
Организация бесплатного двухразового питания |
В течение всего периода обучения |
Социальный педагог, юрист, зав.столовой |
Организованное бесплатное |
Социально-культурное сопровождение |
||||
1 |
Организация адаптационных мероприятий для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ с первого курса |
В течение всего периода обучения |
Отдел ВР |
Реализация программы по адаптации студентов первокурсников колледжа |
2. |
Организация досуговых мероприятий |
В течение всего периода обучения |
Отдел ВР |
100% посещение факультативов обучающихся инвалидов, лиц с ОВЗ |
Предметно-образовательное сопровождение |
||||
1 |
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их учет при организации учебной деятельности |
В течение всего периода обучения |
Преподаватель психологии, преподаватели. |
АООП СПО по реализуемым специальностям |
2. |
Привлечение обучающихся к участию в олимпиадах, НПК, форумах и т.д. |
В течение всего периода обучения |
Преподаватель психологии, преподаватели. |
Подготовка к чемпионату рабочих профессии «Молодые профессионалы» «Абилимпикс» |
Промежуточные результаты: 1. Успешная социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в образовательной среде, социуме. 2. Повышение уровня толерантности социума. 3. Расширение участия детей с ОВЗ в конкурсах, олимпиадах разного уровня. 4. Повышение уровня родительской компетентности через консультирование. |
3 этап: констатирующий (июнь)