Шафран Тамара Леонидовна, учитель русского языка и литературы, МКОУ "С(К)ОШ", Ноябрьск, Ханты-Мансийский Автономный Округ
В Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целью и основным результатом образования является общекультурное и личностное развитие обучающегося. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.
Владение письменной речью входят в число необходимых важных умений, так как деловое письмо представляет собой письменный диалог, решающий важнейшие задачи в формировании жизненной компетенции обучающихся.
Обучение деловому письму в коррекционной школе предусматривает овладение обучающимися основными речевыми формами и правилами их применения на основе закрепления знаний по русскому языку, выполнения упражнений (написание заявления, расписки, объяснительной и т. п.),
Немаловажное значение имеет формирование умения работать с различными источниками информации в процессе написания ими различных видов деловых бумаг.
В нашей школе функционируют мобильные компьютерные классы, имеются классы, оборудованные мультимедийным оборудованием, интерактивной доской, выходом в Интернет. Ввиду того, что учебным планом предусмотрено изучение информатики только с 7-го класса, и возникла необходимость освоения навыков работы с компьютером, использования информационных коммуникационных технологий на уроках русского языка при изучении раздела "Деловое письмо".
Порядок обучения составлению любого вида деловой бумаги:
1. Вводная часть.
Учитель объясняет значение данного документа, говорит о необходимости его правильного составления. Выясняется когда, для чего нужна конкретная деловая бумага. На данном этапе, в зависимости от возраста детей можно предложить обучающимся найти информацию в сети Интернет.
Возможна постановка проблемной задачи. Моделирование различных, реально существующих ситуаций, анализ которых позволяет уяснить необходимость использования той или иной бумаги, её целевое назначение.
2. Знакомство с образцом документа.
3. Анализ стандартного образца. Выясняются характерные особенности документов, отличие этого вида делового письма от ранее изученных.
4. Коллективное заполнение или письмо документа с несколько измененным содержанием.
5. Словарная работа.
6. Самостоятельная работа. Заполняются стандартные бланки (по возможности). Один экземпляр заполняется в электронном виде.
7. Домашнее задание (по выбору) с учетом психофизического развития обучающихся. Предлагается заполнить или написать в бумажном или электронном виде.
8. В дальнейшем, на основе заполненных деловых бумаг составляется справочник выпускника с образцами усвоенных образцов написания.
Например, при изучении темы "Заявление" заполняется шаблон заявления о приеме на работу, об увольнении, об очередном отпуске, о льготном отпуске, об отпуске без содержания в бумажном варианте, затем заполняется шаблон заявления, предоставленный в Интернете или в электронном виде.
При составлении резюме рассматриваются образцы документов, выложенные в сети Интернет. Составив резюме, обучающиеся отправляют его на электронный адрес учителя, школы, тем самым развивая свою компьютерную грамотность.
Заполняя различные виды анкет, обучающиеся используют ксерокопии своих документов. Умение работать с личными данными необходимо при регистрации на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Учащиеся работают со следующими персональными данными:
- Фамилия, имя и отчество.
- Номер СНИЛС - страховой номер индивидуального лицевого счета, указанный на пластиковой карточке, выданной Пенсионным фондом Российской Федерации.
- Почтовый адрес (по месту регистрации и места проживания).
- Номер мобильного телефона.
- Адрес электронной почты.
Таким образом, систематическая работа по составлению разных видов деловых бумаг в бумажном и электронном виде, использование компьютера, сети Интернет способствует развитию информационной компетентности обучающихся с нарушением интеллекта, что в дальнейшем позволяет быстрее адаптироваться в самостоятельной жизни.
Используемая литература:
- Э.В. Якубовская "Русский язык" Дидактический материал для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений с методическими рекомендациями для учителей. М., "Просвещение", 2018г.
- Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова , "Русский язык. Рабочая тетрадь 5 класс. Учебное пособие. Москва, "Просвещение", 2020 г.