Никитина Оксана Юрьевна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Богдановичская школа-интернат", Богданович
С каждым годом неуклонно растёт число детей с тяжёлыми речевыми нарушениями. Для данного контингента детей характерны: системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы. У них затруднено взаимодействие с социальной средой, низкая способность адекватного реагирования на происходящие изменения, сложности усвоения учебного материала. В связи с этим возникает необходимость подбора наиболее эффективных методик не только для активизации речи, но и для развития мыслительной деятельности, общемоторных навыков.
Уже не первый год на логопедических занятиях мною применяются кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, что помогает улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и общую моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
К кинезиологическим упражнениям относятся дыхательные, глазодвигательные, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.
В логопедической практике это:
- артикуляционные упражнения;
- дыхательные упражнения (энергетическое обеспечение);
- упражнения на звукоразличение (восприятие и дифференциация звуков);
- сопряженная гимнастика (упражнения для развития скоординированных движений правой и левой руки, языка, глаз);
- упражнения на развитие зрительного восприятия;
- упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.
- межполушарное взаимодействие: упражнения, направленные на отработку понятий справа; слева; правее, чем; левее, чем; вверху; внизу и т. д.;
- упражнения, развивающие произвольную регуляцию психической деятельности.
Из всего многообразия кинезиологических упражнений на логопедических занятиях применяю те, которые предусмотрены для основных направлений развития речи детей: коррекции нарушений звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, коррекции чтения и письма.
Примеры применения кинезиологических упражнений на разных этапах занятий:
Этап |
Описание упражнения |
Формирование артикуляционной моторики |
Упражнение "Глаза-язык". Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делаются совместные движения из стороны в сторону, по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, затем – разнонаправленные. |
Автоматизация или дифференциация звуков |
Игра "Звоночки"[1]. Ребёнок ставит фишки или обводит одновременно двумя руками одинаковые слоги в таблице, проговаривая автоматизируемый звук. Выполнив задание, звонит в звоночек. (Задание можно выполнять одному или двум ученикам. Оценивается скорость и правильность выполнения). Упражнение "Плечики". Данное упражнение используется для дифференциации твёрдых и мягких звуков. Логопед называет слово (или показывает картинку). Если звучит твёрдый звук, дети поднимают плечи вверх, если звучит мягкий – плечи вниз. Упражнение "Наушники-колокольчик". Данное упражнение используется для дифференциации звонких и глухих согласных. Логопед показывает картинку, если в названии звонкий звук, дети поднимают кисть ладони, изображая звонок колокольчика, если звучит глухой - закрывают уши ладонями. |
Развитие мелкой моторики |
Игра "Колечко". Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. |
Формирование навыка чтения и пространственной ориентировки |
Ребенок кладет ладони на стол и четко называет слоги в кругах. При этом, увидев под ними стрелку, направленную вправо, он ударяет по столу правой ладонью; если стрелочка направлена влево – левой ладонью; а если стрелочка направлена в обе стороны, ребенок ударяет по столу двумя руками. |
Подводя итог, хочется отметить, что регулярное выполнение комплексов кинезиологических упражнений на занятиях оказывает положительное влияние на все процессы, участвующие в формировании, как интеллектуального развития ребёнка, так и речевого.