Манакова Елена Александровна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Верхнетагильский центр ППМСП", Верхний Тагил
"Обучая левое полушарие – мы обучаем левое полушарие, обучая правое полушарие - мы обучаем весь мозг!" - нейрофизиолог М. Зденек.
Способность общаться – один из самых важных навыков, необходимых нам в жизни. Дети с ОВЗ часто лишены такой возможности общения. Как правило, речь у них малопонятная или отсутствует по различным причинам совсем, в том числе нарушено и понимание речи.
Метод глобального чтения позволяет развить понимание речи, а иногда и вызвать активную речь, а также дать детям возможность общаться, передавать, в первую очередь, свои желания. Обучение глобальному чтению – это альтернатива традиционному методу, по которому учится читать большинство детей.
Авторами метода глобального чтения считают американского нейрофизиолога Г. Домана и японского педагога Ш. Сузуки. Суть метода состоит в том, что ребенок воспринимает зрительно и на слух слова, написанные целиком, а также словосочетания и короткие предложения. Такое обучение проводится регулярно на протяжении длительного времени. В результате ребенок овладевает технологией чтения слов и текстов.
В традиционном подходе обучение глобальному чтению осуществляется от буквы к слогу, далее от слога к целому слову. Обучение глобальному чтению происходит иным способом: ребенку предъявляется целое слово. Ребенок не читает слово побуквенно, а запоминает его как картинку, написанную из букв. Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв.
В России также разработаны методики обучения глобальному чтению. Это Л. Нуриева "Развитие речи у аутичных детей", И. Сазонова, Е. Куцина "Читать раньше, чем говорить", Л. Лодейщикова "Букваренок" (Учимся читать и говорить одновременно), Е. Климантович "Учимся понимать речь", Резниченко "Занимательный букварь" и другие. Метод глобального чтения можно использовать для работы с детьми: слабослышащими (глухими), с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми нарушениями речи, корковой и псевдобульбарной дизартрией, с синдромом Дауна, с расстройством аутистического спектра.
Сильной стороной детей с "особенностями развития" является зрительная и слуховая память. Она компенсирует им отсутствие или притупленность других органов восприятия. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально) – это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.
При наличии речевых нарушений данным методом можно научить "неговорящего" ребенка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать ее на компьютере, т. е. развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение позволяет выяснить насколько "неговорящий" ребенок понимает обращенную к нему речь, стимулирует накопление у него пассивного словаря и переход пассивного словаря в активную речь, развивает зрительное внимание и память.
Для формирования глобального чтения требуется проведение подготовительной работы – это разнообразные игры и упражнения на развитие: зрительного восприятия, внимания, зрительной памяти, понимания обращенной речи, выполнения простых инструкций, умения подбирать парные предметы и картинки, умение соотносить предмет и его изображение, понимание содержания прочитанного. Вводить обучение глобальному чтению можно не раньше, чем у ребенка будут сформированы вышеперечисленные умения.
Приемы работы по обучению детей по методу глобального чтения:
- Положить табличку на такую же табличку под картинкой.
- Табличка под картинкой закрывается и слово кладется под закрытую табличку. Затем открываем и проверяем правильность выполнения.
- Положить табличку на картинку.
- Положить картинку под табличку.
Обучение методу глобального чтения происходит в несколько этапов.
1 этап. Чтение слов. На белых карточках размером в четверть листа А4 пишутся короткие слова (черным или красным цветом и крупным шрифтом), обозначающие хорошо известные ребенку предметы, например: ДОМ, ЖУК, МЯЧ, ЁЛКА, БАНТ и т.д. Ребенок учится узнавать слова целиком, "читать" их как иероглиф, не вычленяя отдельные буквы. Во время одного занятия ребенок получает не больше трех слов – карточек, слова на которых начинаются с разных букв. Подбираются картинки по основным лексическим темам (игрушки, посуда, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты и др.) и снабжаются подписями. Хорошо начинать с темы "Игрушки".
Сначала берем две таблички с различными по написанию словами (например, "кукла" и "мяч"). Нельзя брать слова, похожие по написанию (например, "мишка" и "машина"). Таблички к игрушкам или картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребенку положить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно. После запоминания двух табличек начинаем добавлять следующие. Порядок введения лексических тем может быть произвольным, важно ориентироваться на интерес ребенка. При дальнейшем обучении шрифт уменьшается.
2 этап. Чтение словосочетаний. После того, как ребенок усвоил основной словарный запас, основные цвета начинаем соединять слова вместе, чтобы получать из них словосочетания. Например, "красный" "мяч" и т.д. Далее вводим слова-антонимы: большой-маленький, далеко-близко и др.
3 этап. Чтение предложений.
Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых:
- одно действующее лицо выполняет разные действия (например, "собака" "сидит", "лежит", "ест" и т.д.);
- используются разные существительные и один и тот же глагол (например, "картина", "футболка", "груша", "висит").
Таким образом, метод глобального чтения позволяет детям с ОВЗ преодолеть негативное отношение к занятиям, придает уверенности в себе.
Список литературы:
- Л.Г. Нуриева "Развитие речи у аутичных детей", Москва, Теревинф 2006.
- Л.В. Лодейщикова "Букваренок", Самара, ООО "Медиа-книга" 2015.