Тюрина Елена Юрьевна, учитель-дефектолог, МАДОУ № 39 "Родничок", Цементный
Толерантность, сформированная в дошкольные годы, является одним из важнейших условий реализации в будущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личности играет детский сад как первая ступенька общества, где дети учатся взаимодействовать друг с другом. Именно в детском саду ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного, терпимого отношения к окружающим людям.
В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Решением этой проблемы становится введение инклюзивного образования [2]. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования и воспитания для всех, в плане приспособления к различным нуждам детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [4]. Иначе говоря, инклюзивное образование предполагает воспитание детей с ОВЗ совместно с нормальными сверстниками в одной группе.
Наличие детей с ОВЗ, детей-инвалидов в группе очень меняет отношение детей друг к другу, происходит незаметное приобщение их к нравственным ценностям. Дети наглядно видят, как можно помочь другому человеку одеться, спуститься с лестницы, полистать книгу или помочь справиться с лепкой и аппликацией. Для них становится интересно брать таких детей в свою игру и видеть радость и удовольствие от совместной игры. Детям нравится быть старшими учителями и помогать другим детям учиться произносить звуки и слова.
Для того, чтобы идеи инклюзивного воспитания реализовались необходимо изменить отношение общества к детям с ограниченными возможностями: от равнодушия и агрессии до принятия детей с ОВЗ наравне с обычными детьми.
Эффективная интеграция возможна в условиях постоянного совершенствования систем массового и специального воспитания, умелого сочетания принципов интеграции и профессионального воздействия в специально организованных условиях.
Таким образом, интегрированное воспитание и обучение детей следует признать оптимальной формой организации учебно-воспитательного процесса. Это не только позволит детям с особыми потребностями обеспечить успех в жизни, но и дает право выбора, даёт возможность развиваться и общаться на равных со взрослыми и сверстниками.
Необходимо осознавать, что детей с особенностями в развитии необходимо научить жить в социуме, навыкам независимости и самостоятельной жизни, а гарантом равных прав и условий для развития и самореализации должно выступить совместное воспитание таких детей в одной возрастной группе со сверстниками.
Толерантность - это гармония в многообразии [4], как говорится в педагогическом словаре, толерантность - это "одно из важнейших профессиональных качеств педагога". В основе этого качества лежит способность педагога адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации - с другой. Дело в том, что одна из важнейших проблем детей с особенностями в развитии является своеобразная "изоляция" от мира, общества, природы, а порой и элементарного образования.
Другая не менее важная проблема — это наличие физических и психических барьеров, мешающих наладить контакты со сверстниками и приводящие в конечном итоге к неприятию и негативному отношению со стороны общества. Проблему усугубляет тот факт, что зачастую сами педагоги относятся к таким детям интолерантно. Педагогу необходимо понять, что нельзя насильно привить чувство терпимости исходя из его формального понимания, оно недолжно навязываться, толерантность приобретается через информацию, жизненный опыт и воспитание. Именно поэтому педагогу необходимо выстроить воспитательный процесс таким образом, чтобы показать, что он готов принять каждого такими, какие они есть и работать с общего согласия.
Рассмотрим несколько преимуществ интегрированного образования как для детей с ОВЗ, так и для детей с нормальным развитием:
- развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи; обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей; развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность;
- исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности
- подражание "здоровому" типу поведения как поведенческой норме конкретного социума; исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию "ограниченных возможностей";
- преимущества педагогического характера: рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом); активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации.
Многие педагоги знакомы с проблемой отклонений в развитии, но на практике не могут подобрать методы и формы работы с конкретным ребенком. Очень часто они не имеют специфических знаний об особенностях развития, таких как нарушения динамики психических процессов и повышенная чувствительность детей к отношению окружающих, характерные для "особых" детей. Эти характеристики познаются либо при практическом взаимодействии с этими детьми, либо в процессе их обучения и воспитания.
Необходимо ликвидировать пробелы в образовании педагогов, их низкую информированность в области коррекционной педагогике и специальной психологии.
Работа с педагогами по формированию толерантного отношения к особым детям предполагает:
- диагностику отношения педагогов и воспитателей к детям с особыми нуждами;
- знакомство педагогов с особенностями развития и личностным своеобразием детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии разной этиологии;
- проведение тренингов, семинаров, "круглых столов", направленных на формирование толерантной культуры личности педагога.
Работа педагога с детьми осуществляется в следующих направлениях:
- диагностика личности ребенка с отклонениями в развитии;
- диагностика отношения нормально развивающихся сверстников к детям с особыми нуждами;
- коррекция психоэмоционального состояния детей с проблемами в развитии;
- гармонизация внутриколлективных отношений, сплочение детского коллектива.
Литература
- Вульфов, Б. З. Воспитание толерантности, сущность и средства.// Внешкольник, 2002, № 6.
- Инклюзивное образование в России. / Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). - М., 2011 [Электронный ресурс] - Режим доступа. - http://www. unicef. ru/upload/
- Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья./ Методические рекомендации для руководителей и специалистов образовательных учреждений. - г. Новокуйбышевск, 2006-105 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических учебных заведений.