Ракутина Татьяна Витальевна, заведующий отделением, руководитель ЦПМПК ГБОУ СО ЦППМСП "Ресурс", Шалагина Елена Владимировна, методист ЦПМПК ГБОУ СО ЦППМСП "Ресурс", ГБОУ СО ЦППМСП "Ресурс", Екатеринбург
В статье рассматриваются вопросы деятельности ПМПК для организации специальных образовательных условий в рамках профессионального образования для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Не вызывает сомнений широко распространенный тезис о том, что профессиональное образование является важнейшей сферой социализации обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Как никогда, сегодня оно является актуальным условием их интеграции в общество.
Современные целевые установки в области профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидностью связаны с обеспечением преемственности различных этапов их профессионально-образовательной карьеры. Как полагает В.З.Кантор, речь идет о выстраивании вертикали: учреждения дошкольного и общего образования, обучение в организациях среднего профессионального и высшего образования, выход на рынок труда при сопровождении процессов трудоустройства, а также – постдипломная поддержка на рабочем месте [5].
На сегодняшний день в отечественной исследовательской практике реализации задач и описанию специфики профессионального образования инвалидов и обучающихся с ОВЗ, как сложной, многоуровневой системы, посвящен целый ряд прикладных исследований локального, регионального, и федерального уровней. Разработаны методические рекомендации по организации направлений и форм работы по профориентации обучающихся с ОВЗ, примерные адаптированные программы для организаций СПО, определены перечни профессий, потенциально доступных лицам с ОВЗ конкретных категорий. Наработан опыт внедрения модели дуального образования, предполагающего теоретическую подготовку в образовательном учреждении и практическую – на рабочих местах.
Вопросы обеспечения доступности среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью также в настоящее время выступают актуальными. Следует подчеркнуть, что развитие электронного обучения, дистанционных образовательных технологий позволяют значительно расширить доступность профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, независимо от места их проживания.
Вместе с тем, связующим звеном в развитии эффективного образовательного пространства для обучающихся с особыми образовательными потребностями на всех этапах обучения выступает деятельность психолого-медико-педагогических комиссий (далее – ПМПК). Актуальность обследования на ПМПК этой категории обучающихся для получения ими профессионального образования нам хотелось бы подчеркнуть особо. Ведь, как известно, согласно части 3 статьи 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК, которые носят для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер в соответствии с пунктом 23 Положения о ПМПК. Также следует заметить, что категория "обучающийся с ОВЗ" определяется не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания для них специальных условий получения образования, в том числе - профессионального.
Таким образом, организация образовательного процесса в организациях среднего и высшего профессионального образования, предполагая создание технических условий, программ обучения, доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в архитектурную среду образовательной организации, должна опираться на обоснованное заключение команды специалистов ПМПК. Кроме того, важным компонентом успешности обучающегося с особыми образовательными потребностями в образовательном пространстве профессионального образования, также выступает необходимость построения учебно-воспитательного процесса с опорой на систему качественного психолого-педагогическое сопровождения его образовательного маршрута соответствующими педагогическими специалистами, которые опять же были рекомендованы такому обучающемуся после обследования ПМПК.
Вместе с тем, согласно сводной статистике ЦПМПК и ТПМПК по Свердловской области, доля обратившихся на обследование психолого-медико-педагогических комиссий в возрасте "18+" (либо с конкретным запросом - "для профессионального образования") оказывается в настоящее время небольшой. Так, из 26544 обследований, произведенных в 2022 году, она составила 0,3 % .
По результатам мониторинга условий доступности для инвалидов объектов и услуг подведомственных Министерству образования и молодежной политики Свердловской области профессиональных образовательных организаций составлен перечень профессиональных образовательных организаций, на базе которых лица с особыми образовательными потребностями могут получить профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих с учетом потребностей регионального рынка труда [8].
Так, согласно реестру, 36 профессиональных образовательных организаций Свердловской области разработали и используют в своей практике адаптированные образовательные программы профессионального обучения. В 41 организации СПО Свердловской области созданы и реализуются адаптированные образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий [7]
Кроме того, по результатам мониторинга прослеживается динамика ежегодного увеличения контингента обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, что подтверждает потребность в разработке и внедрении в профессиональных образовательных организациях адаптированных образовательных программ в нашем регионе.
Как подчеркивает в своих исследованиях С. Л. Чежко, с 2014 года действительно происходит реальное расширение перечня адаптированных профессиональных образовательных программ, предлагаемых выпускникам образовательных организаций в Свердловской области. У них появляется возможность профессионального обучения по новым профессиям. Так в 2018 году это стали следующие профессии: санитар ветеринарный, упаковщик, рабочий плодоовощного хранилища, кухонный рабочий, рабочий по комплексному обслуживанию зданий и др. [10].
По мнению специалистов, применение адаптированных программ в образовательном процессе обеспечивает рост качества образования в организациях СПО Свердловской области, а также гарантирует социальную адаптацию лиц с особыми образовательными потребностями. Благодаря этому, обучающиеся с особыми образовательными потребностями получают широкий выбор образовательных траекторий, возможность получения востребованной профессии, а это значит - возможность профессионального самоопределения и получение уверенности в завтрашнем дне.
Литература
- Антропов А.П., Кантор В.З. Региональные системы инклюзивного высшего образования: ресурсный учебно-методический центр как институциональное решение // Вестник факультета управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018.с. 459-465.
- Ворошилова Е.Л., Ворошилова О.Л. К вопросу о реализации карьерных устремлений молодых людей с инвалидностью // Дефектология. – № 1. – 2016. – С. 70-79.
- Ворошилова Е.Л. Мировой опыт решения проблем профессиональной самореализации людей с инвалидностью // Дефектология. – № 4. – 2017. – С. 30-36.
- Кантор В.З., Антропов А.П., Гдалина Т.Г. Старшие школьники с инвалидностью и выбор профессионально-образовательного маршрута: мотивационно-потребностные аспекты обучения в вузе // Психологическая наука и образование. – 2018. – Том 23. – № 2. – С. 42-49.
- Кантор В.З., Коробейников И.А. Профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: целевые ориентиры и факторы успешного развития. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №36. 2019 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/development-of-professional-education-of-persons-with-special-needs-and-disabilities. Дата обращения: 04.10.2023
- Коробейников И.А., Ворошилова Е.Л. Профессиональная самореализация молодых людей с инвалидностью: проблемы и перспективы решения // Дефектология. – № 6. – 2017. – С. 49-55.
- Сайт ГБПОУ СО "Социально-профессиональный техникум "Строитель" [Электронный ресурс]. URL: https://splstroitel.uralschool.ru/?section_id=65. Дата обращения: 04.10.2023
- Сайт Министерства образования и молодежной политики Свердловской области [Электронный ресурс]. URL: https://minobraz.egov66.ru/ Дата обращения: 04.10.2023
- Статистика по трудоустройству инвалидов // Режим доступа: https://careerscenter.ru/ovz/statistika-po-trudoustrojstvu-invalidov.html (дата обращения: 04.10.2023)
- Чешко С. Л., Горюшина Н. Ю., Вайнер К. А. Применение адаптированных программ в образовательном процессе как одно из условий роста качества образования в организациях среднего профессионального образования// Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации : сб. материалов VI Международной науч.-практ. конф. Екатеринбург, 25 ноября 2019 г. – Екатеринбург : в 2-х т. Т.1. Изд-во УМЦ УПИ, 2019. – 256 с.