Использование нейропсихологического подхода в обучении детей с умственной отсталостью

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Пинягина Елена Александровна, учитель, ГБОУ СО "СОШ № 2", Верхотурье

Современная система образования все больше идет по пути инклюзии детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательные детские сады и школы. Это обуславливает необходимость для педагогов овладевать новыми компетенциями, связанными со спецификой выстраивания своей работы с такими детьми. В частности, немаловажным является для педагога владение современными нейропсихологическими технологиями, которые позволяют максимально эффективно организовывать учебный процесс, учитывая имеющиеся у обучающихся индивидуальные особенности.

У многих детей с особенностями в развитии наблюдаются определенные нейропсихологические нарушения. Особенно это касается тех детей, чья патология связана с органическим или функциональным поражением головного мозга. Учет этих особенностей при проведении учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы значительно облегчает работу педагога с категорией детей с особенностями в развитии.
Помимо этого, у всех детей, с особенностями в развитии или без них, имеются индивидуальные нейропсихологические особенности (например, ведущее полушарие или модальность). Специалист, способный выявить эти особенности у ребенка и учитывать их, в разы увеличивает эффективность своего труда.

Нейропсихологический подход:

  • позволяет узнать какие зоны мозга или функциональной системы оказались несформированными, выявить причину трудностей;
  • обладает специальными методами коррекции, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей;
  • дает возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы, в основе которых лежит системный подход к коррекции развития ребенка.

Целью нейропсихологических упражнений является развитие межполушарного взаимодействия; синхронизация работы полушарий; развитие речи, моторики, способностей, памяти, мышления.

Анализируя опыт своей работы, могу отметить, что уровень развития мелкой моторики руки у многих детей очень слабый. В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии, общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, вызывает проблемы с речевым развитием, общей неготовности к письму.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Такой ребенок отказывается от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевает за ребятами в классе на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира с этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

Последние исследования педагогов и психологов установили, что проекцией двигательной коры головного мозга является треть кисти руки, расположенная близко с речевой зоной. Следовательно, выстраивается зависимость между развитием мелкой моторики, речью, мыслительными операциями. А значит, уровень развития детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. В начальной школе этой проблеме всегда уделялось достаточно большое внимание на уроках по всем дисциплинам. Но в наш век повальной компьютеризации возникает необходимость дополнительных занятий во внеурочное время с использованием новых форм развития мелкой моторики.

Поэтому важно создать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

В своей работе использую нейропсихологические игры и упражнения, которые можно разделить на категории:

  1. Растяжки - они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение), гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.
  2. Дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание, развивает самоконтроль над поведением.
  3. Глазодвигательные упражнения. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.
  4. Игры на межполушарное взаимодействие. При их выполнении развивается межполушарные связи, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы.
  5. Кинезиологические игры – тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи, улучшает пальцево-кистевой праксис, активизирует энергетический блок мозга.
  6. Массаж.
  7. Ритмы. Данная технология используется как полноценное нейропсихологическое занятие, а также как элемент коррекции на других занятиях.

Таким образом, в результате коррекции значительные изменения происходят в сенсомоторной сфере, что приводит к положительной динамике в развитии познавательных функций, а также улучшения аффективной организации психической деятельности.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск