Крашенинникова Екатерина Анатольевна, учитель, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 1", Новоуральск
Аутизм - нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов. Целью лечения является социальная адаптация и развитие навыков самообслуживания.
Основными признаками РАС при всех его вариантах являются:
- Выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими.
- Отгороженность от внешнего мира.
- Слабость эмоционального реагирования по отношению к близким вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада).
- В поведении не проявляется дифференцировка одушевленных и неодушевленных предметов (например, с ребенком аутистом будет обращаться, как с куклой, – протодиакризис).
- Наблюдается недостаточность реакций на зрительные и слуховые раздражители, придающая таким детям сходство со слепыми и глухими (псевдослепота, псевдоглухота).
- Отмечается стереотипность в поведении.
Аутизм - это расстройство, которое не поддаётся полному излечению, однако при своевременно начатой комплексной терапии удаётся снизить выраженность его симптомов.
Одна из главных задач педагога помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации, поэтому работа с таким ребенком имеет два направления:
- установление контакта;
- преодоления негативных проявлений аутизма.
На первом этапе надо предоставить ребенку так называемую "свободу действий", возможность самостоятельно обследовать помещение комнаты для занятий. Необходимо строго дозировать эмоциональные контакты с ребенком, т.к. может наступить переизбыток, когда даже приятная ситуация для ребенка становится дискомфортной. Общаться с ребенком важно спокойным, не громким голосом, необходимо избегать прямого взгляда ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Не настаивать на продолжительности выполнения заданий в случае отказа.
На втором этапе ребенку с аутизмом необходима постоянная поддержка взрослого, его побуждение и одобрение, чтобы перейти к более сложным и активным отношениям с миром. Решением этой задачи требует от учителя умения чувствовать настроения ребенка, понимать его поведения и использовать в коррекционной работе. Необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность.
Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие, т.е видеть конечный результат. Детям с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Отвлечь их от стереотипного ритма можно, используя эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения. Регулярные занятия будут способствовать уменьшению двигательных расстройств. Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно.
Чтобы учителю правильно выстроить работу с ребенком РАС нужно в первую очередь поговорить с родителями и выяснить:
- на каком расстоянии от ребенка можно находиться;
- каким голосом и в какой манере с ним говорить;
- каким способом стимуляции поддерживать необходимый уровень деятельности, чтобы не спровоцировать отрицательных реакций;
- предпочтения и интересы подобных детей.
У ребенка с аутизмом наблюдается проблемное поведение:
1 причина - ребенок чувствует дискомфорт в присутствии других. Рекомендации по направлению работы:
- называть ребенка по имени,
- научить смотреть в вашу сторону, когда вы обращаетесь к нему по имени,
- не заставлять ребенка смотреть прямо в глаза.
2 причина - нежелание слушать, усталость, слуховая гиперчувствительность, стереотипия. Рекомендации по направлению работы:
- при нежелании слушать проблемная деятельность (ситуация) меняется или изменяется,
- при слуховой гиперчувствительности голос взрослого понижается,
- если закрывания ушей руками становится проявлением стереотипных действий, то подобные действия облекаются в игровую форму для придания им смысла.
3 причина – тактильная гипочувствительность, аутоагрессия.
Рекомендации по направлению работы:
При тактильной гипочуствительности (низкой) рекомендуется развивать тактильные ощущения с помощью массажа и различных материалов (шершавых, гладких, холодных и т.д.), В случае проявления аутоагрессии выясняются ее возможные причины. Для этого взрослый определяет, в какой ситуации возникает аутоагрессия, сколько она длиться, как ребенок реагирует на переключения внимания.
Также существуют для ребенка с аутизмом правила пяти "не":
- Не говорить громко
- Не делать резких движений
- Не смотреть пристально в глаза ребенку
- Не обращаться прямо к ребенку
- Не быть слишком активным и навязчивым
Важно для ребенка с аутизмом организовать безопасную среду. Главная заповедь специалиста – отсутствие ответной аффективной реакции, терпение. Устранение источника тревоги, напряжения.