Лютова Ольга Евгеньевна, учитель информатики, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2"
Обновленный ФГОС ООО конкретизировал требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы.
Главная же инновация обновленного ФГОС ООО - определение требований к предметным результатам освоения программ основного общего образования.
В разделе "Цифровая грамотность" рассматриваются вопросы устройства компьютеров и других элементов цифрового окружения, включая компьютерные сети; использование средств операционной системы; правила работы в сети Интернет и использования интернет - сервисов; информационную безопасность.
Цифровая грамотность - система базовых знаний, навыков и установок в сфере повседневного использования цифровых технологий.
Что нужно, чтобы комфортно существовать в цифровой среде обучающимся с ОВЗ? Пользоваться мессенджерами, социальными сетями и электронной почтой. Владеть офисным программным обеспечением. Понимать, какие приложения пригодятся для учебы.
Оценивать поступающую информацию; отличать правду от фейков; проверять информацию в надежных источниках; понимать, кому можно и нельзя доверять в интернете; не поддаваться влиянию и манипуляциям.
К привычкам грамотного в цифровом плане человека также относятся: создание и хранение резервных копий важных документов; знание какой контент нельзя публиковать на личных страницах; защита персональных данных.
Как оценить цифровую грамотность у обучающихся с особыми образовательными потребностями? Предлагаю проверочную работу по оценке цифровой грамотности обучающихся с ОВЗ.
В работе представлены содержание модулей, которые будут проверяться.
Цифровые устройства (многообразие цифровых устройств, их характеристика, функционал и общие принципы работы, готовность применять на практике современные цифровые технологии, взаимодействие между аппаратным и программным обеспечением).
Информационная грамотность (быстро и эффективно находить необходимую информацию в сети Интернете, сравнивать и объединять различные типы информации, идентифицировать, находить, извлекать, хранить, передавать, систематизировать и анализировать цифровую информацию, оценивать ее актуальность и цель, объективность и полезность, а также достоверность).
Коммуникация и сотрудничество (особенности интернет - коммуникации, выбор оптимальных способов совместного использования цифровых технологий для удовлетворения личных и общественных интересов, достижения полезных и продуктивных результатов онлайн-общения, совместной деятельности в составе сетевой группы в соответствии с новыми возможностями, предоставляемые новыми цифровыми технологическими инновациями).
Безопасность в цифровом мире (онлайн-мошенничества при работе в цифровом пространстве; ответственное отношение личным присутствием в сети, управление своей безопасностью, благополучием, формирование представления о позитивном и негативном воздействии цифровых технологий на человека и общество, распознавание и избегание опасного поведения; выбор актуального цифрового инструментария для решения проблемных ситуаций в цифровой среде).
Прилагаю ссылку для прохождения оценивания уровня цифровой грамотности - https://forms.yandex.ru/u/6555d734f47e73599de113fd/.
Литература
- Основы цифровой грамотности и кибербезопасности: учеб.пособие/Т. А. Бороненко, А. В. Кайсина, И. Н. Пальчикова, Е. В. Федоркевич, В. С. Федотова. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2021-431с.