Напольских Юлия Александровна, учитель начальных классов, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 1", Новоуральск
Повышение качества современного образования связано с решением множества задач: профессиональное развитие педагогов, обеспечение успеха каждого ученика, создание в образовательной организации материально-технических и психологопедагогических условий, предполагающих успешные взаимоотношения в коллективе. Одним из инструментов выстраивания профессиональных, субъектных, межличностных отношений в образовательной организации является наставничество.
Понимая важную роль наставничества в решении многих педагогических и коммуникативных задач, государство предлагает выстраивать образовательные отношения на методологии наставничества, поэтому 2023 год Указом Президента России объявлен Годом педагога и наставника.
Целевая модель наставничества для образовательной организации включает приоритетную форму наставничества: "педагог-педагог". В зависимости от условий реализации, можно выделить модели взаимодействия: "опытный педагог-молодой специалист", "опытный предметник-неопытный предметник".
Основное содержание педагогического наставничества заключается в оказании психологической и методической помощи наставляемому в период адаптации: в изучении и внедрении в практику наставляемому передового педагогического опыта; в совершенствовании педагогического мастерства; в освоении продуктивных технологий обучения и воспитания; в изучении и анализе учебных программ, учебников, пособий, методических рекомендаций; в организации индивидуальной образовательной траектории молодого педагога; в овладении новыми формами и методами оценивания учебных достижений обучающихся.
Наставничество, на мой взгляд – это постоянный диалог, межличностная коммуникация. Одним из основополагающих моментов здесь должна стать обоюдная готовность наставника и наставляемого к совместной работе: готовность наставника к передаче опыта и, несомненно, готовность наставляемого педагога воспринимать этот опыт.
Реализация целевой модели наставничества определяет этапы работы и необходимые шаги для решения задачи профессионального становления наставляемого.
На подготовительном этапе наставляемому предлагается заполнить анкету, где стартовой точкой является диагностика профессиональных возможностей и дефицитов педагога, выявление затруднений, определение запроса в необходимости наставничества. На основе ответов наставляемого распределяются ресурсы и выбираются соответствующие стратегии адресного развития наставляемого.
На следующем этапе из "базы наставников" образовательной организации выбирается наставник, закрепляется форма и ролевая модель наставничества, что оформляется приказом директора по школе. Наставником составляется персонализированный план, в котором определены этапы и направления работы. План составляется таким образом, чтобы была возможность его корректировать и дополнять в течение учебного года.
Основной частью реализации организационно-деятельностного этапа является помощь в составлении уроков и методический коучинг во время воплощения их в жизнь. Первые месяцы нет необходимости читать наставляемому педагогу лекции, проводить теоретические занятия, он нуждается в практических советах, поэтому большое внимание уделяется требованиям к организации учебного процесса; к ведению школьной документации; формам и методам организации внеурочной деятельности, досуга обучающихся.
Кроме этого, обеспечивается поддержка наставляемого по следующим вопросам:
- практическое и теоретическое освоение основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализа урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком);
- разработка программы собственного профессионального роста;
- выбор приоритетной методической темы для самообразования;
- подготовка к первичному повышению квалификации;
- освоение инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
- подготовка к предстоящей процедуре аттестации.
Заключительный этап включает проведение мониторинга качества реализации персонализированного плана. Одним из критериев является проведение открытого урока (занятия) наставляемым.
В работе с наставляемым педагогом необходимо применять наиболее эффективные формы взаимодействия: интерактивные (беседа, диалог, дискуссия), мастер-класс, консультирование, инструктирование, демонстрация действий и поведения ("научение через наблюдение"), наблюдение и анализ деятельности наставника, персонализированная имитация, анализ практических ситуаций, рефлексия и анализ деятельности подопечного.
Результатом правильной организации работы наставника является высокий уровень включенности молодых и новых специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Наставляемые педагоги получают необходимые профессиональные компетенции, советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии. Это оказывает положительное влияние на уровень профессиональной подготовки педагогов и психологический климат в образовательной организации.