Настина Лариса Владимировна, педагог-психолог, МБДОУ детский сад № 17, Ревда
Консультативная деятельность педагога-психолога - трудовая функция в соответствии с профстандартом, в частности, консультирование родителей (законных представителей), как участников образовательных отношений.
Продуктивно выстроенная работа с родителями будет способствовать более качественному усвоению образовательной программы с учетом индивидуальных возможностей и типологических особенностей ребенка.
Цель консультирования - оказание помощи родителям в вопросах развития, воспитания и обучения, оптимизация взаимодействия участников образовательных отношений.
Важный этап – консультирование родителей, направляемых с ребенком для прохождения процедуры обследования на психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК), которая определяет специальные условия получения образования: образовательную программу, направления коррекционной работы. Также именно заключение ПМПК подтверждает статус «ограниченные возможности здоровья" (далее ОВЗ). Дети с ОВЗ - физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Как показывает практика, обследование ребенка на ПМПК является эмоциональным стрессом как для родителей, так и для ребенка. Это объясняется объективными причинами: фактором неизвестности, возможным значительным изменением в привычном укладе жизни ребенка, сменой образовательной программы, социальными последствиями, связанными с решением комиссии, самой процедурой обследования. Все это и многое другое, безусловно, является серьезной психологической нагрузкой для ребенка и родителей.
Основой эффективности консультирования на данном этапе является психологическая готовность родителей воспринимать и усваивать передаваемую информацию. Педагогу-психологу важно учитывать эмоциональное состояние родителей. Это поможет организовать процесс консультирования наиболее эффективно.
Последовательность консультирования:
- Первоначально необходимо выявить уровень понимания родителями характера трудностей ребенка и уровень адаптации семьи к ним.
- Необходимо проанализировать проблемы, в тактичной и доступной форме рассказать родителям о тех особенностях и отклонениях, которые отмечаются у ребенка, чтобы родитель сумел сравнивать замечания специалиста со своими собственными наблюдениями. В этом случае родитель, вероятнее всего, согласится с тем, что выявленное нарушение у ребенка присутствует.
- Обсуждение и выявление причин нарушения у ребенка. Если родитель согласился с тем, что его ребенок имеет то или иное нарушение, то он попросит объяснить причины этого нарушения, которыми являются особенности психического развития ребенка. Насколько четко и глубоко специалист может выразить свое понимание проблем и свою позицию зависит от самой семьи, ее эмоционального статуса, культурного уровня, принадлежности к определенному социальному слою.
- Решение проблемы. В подобных ситуациях родители обычно спрашивают: «Что делать?", т.е. они понимают, что нарушения имеются, но важно знать, каким образом можно изменить сложившуюся ситуацию. Родители получают рекомендации, касающиеся дальнейшего маршрута.
Следующий этап – консультирование родителей обучающихся с ОВЗ в рамках психолого-педагогического консилиума (далее ППк) по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования. На этом этапе педагогом-психологом разрабатываются рекомендации для родителей по коррекции и развитию познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, социальных компетенций и др.
На данном этапе эффективность консультирования зависит от профессионализма специалиста, умения предоставить информацию доступно для восприятия родителями (законными представителями), акцентирования в развитии ребенка положительного. Результатом данного этапа является развитие рабочего сотрудничества и вера родителей в то, что специалист, работающий с ними, будет активно способствовать развитию возможностей ребенка и коррекции выявленных проблем.
На этапе завершения дошкольного уровня образования педагог-психолог проводит консультирование родителей (законных представителей) по результатам коррекционно-развивающей работы, дает рекомендации. По необходимости, рекомендует родителям пройти ПМПК для определения ОП НОО. Обоснованность данной рекомендации специалист подтверждает итоговой диагностикой, доступно знакомит родителей с возможными рисками на следующем уровне образования, обращая внимание на создание специальных условий в школах по заключению ПМПК.
Эффективность проведения консультирования в большей степени зависит от возможности и навыков специалиста. Также выявление и понимание переживаний родителей, способность донести до членов семьи понимание их переживания. Необходимо иметь позитивный настрой при общении с родителями ребенка, уметь выражать уважение и признавать права родителей на наличие определенных чувств, права им самим принимать решения. Будут ли родителями приняты рекомендации, зависит от степени доверия, установившегося у них с консультирующим специалистом.
Консультирование должно строиться таким образом, чтобы уменьшить у родителей ребенка чувство тревоги и безысходности. Обсуждая проблемы ребенка и возможные пути помощи ему, следует стремиться к тому, чтобы родители приняли его со всеми его особенностями и перешли на конструктивную позицию.