Зубанкова Ирина Александровна, воспитатель, Сорокина Светлана Александровна, воспитатель, МАДОУ детский сад "Росинка", детский сад №7 "Лесная сказка", Новоуральск
Одним из основных принципов ФГОС дошкольного образования является поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности, необходимой для социальной успешности детей дошкольного возраста. Своевременная поддержка и развитие всех инициатив способствует формированию гармонично развитой личности ребенка.
Для решения данных задач мы остановили наш выбор на образовательной технологии совместно-партнерской деятельности с семьями воспитанников "Детский календарь", автор Т.Н.Доронова. На родительской встрече познакомили родителей с дидактическим пособием, заинтересовали новыми формами работы с детьми 4-5 лет, которые помогают решать образовательные задачи в сочетании с увлекательной игровой деятельностью. Для поддержки детской инициативы и самостоятельности воспитанников создали в группе условия для свободного выбора ими занятий по интересам в различных видах деятельности. Возможность играть, рисовать, экспериментировать, сочинять в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Одним из наиболее эффективных и доступных способов развития познавательной и коммуникативной инициативы является игра. В "Детском календаре" представлены различные игры с правилами: "Танграм", "Ходилки-бродилки", "Парные картинки", "Лото", "Разрезные картинки", "Домино". Дети совместно с родителями или педагогами изготавливали их, придумывали новые правила, проявляя свое творчество. Именно в играх дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми: активно вступать в диалог, задавать вопросы, слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, пользоваться формами речевого этикета, регулировать свое поведение.
Книжный уголок в группе пополнили мини-библиотечкой. Странички "Детского календаря" позволили создать совместные детско-родительские продукты - книжки-малышки: "Наказан", "Спасенный снеговик", "Красный зонтик" и другие. После совместного семейного чтения, ребята в группе пересказывали и обсуждали произведения художественной литературы, что способствовало проявлению интереса к окружающему миру, развитию коммуникативных навыков, воображения и фантазии. Интересной и развивающей формой по развитию детской инициативы отмечаем составление рассказов по картинкам- иллюстрациям, обыгрывание произведений с использованием разных видов театра. Дети с удовольствием слушали рассказы других, проявляли свои эмоции.
Для развития познавательной инициативы пополнили центр экспериментирования схемами опытов и экспериментов, способствующие развитию интереса к познавательно-исследовательской деятельности, любознательности и самостоятельности детей. Совместно с родителями оформили альбом "Делюсь своим открытием", который пополняли страничками с экспериментами и опытами, проведенными детьми в домашних условиях. Дети охотно делились в группе с друзьями своими новыми открытиями и демонстрировали разные опыты.
Содержание страниц "Детского календаря" включали в лексические темы недели: "Домашние и дикие животные", "Овощи и фрукты", "Сезонные изменения в природе", "Транспорт" и другие. На познавательных минутках "Почему тает снег", "Какие вещи были раньше", "Животные – грызуны" дети с интересом делились своими знаниями по изучаемой теме, представляли с радостью и гордостью результаты совместной деятельности с родителями. Так, после познавательной минутки о водном транспорте ребята с удовольствием запустили бумажные кораблики, изготовленные совместно с родителями дома. В процессе представления материала познавательной направленности у детей повысился познавательный интерес к окружающему миру, появилось стремление к самостоятельности. Доверительные беседы по страницам "Детского календаря" на ежедневном "Дружном кружочке" помогли установить доброжелательную атмосферу в группе, сплотить детский коллектив.
В группе совместно с детьми и родителями организовывали творческие детско-родительские выставки: "Коты бывают разные", "Открытка для ветерана", "Тюльпаны", "Кораблики", "Ветка рябины", "Весенние картинки", "Чудо дерево" и другие. Такая форма работы дала возможность сблизить в совместном творчестве всю семью, развить творческие и познавательные способности детей, а родителей отвлечь от будничных дел и проблем. Выставки стали стимулом для включения в совместную деятельность с детьми и педагогами тех родителей, которые не делали этого раньше.
Результатом совместной с родителями работы считаем положительную динамику в развитии познавательной и коммуникативной инициативы у детей среднего дошкольного возраста.
Дидактическое пособие "Детский календарь" стал для нас волшебным кладезем идей для пополнения РППС в группе, ключиком сплочения родителей и детей, источником для формирования творческой, успешной личности дошкольника. В совместной деятельности взрослых и детей появилась возможность лучше узнать воспитанников, особенности их характера. Дидактический материал, представленный в пособии, позволил организовать совместную деятельность взрослых и детей во всем многообразии форм, создавая условия для формирования детских инициатив.
Литература
- Примерная основная образовательная программа "Миры детства: конструирование возможностей"/ https://firo.ranepa.ru/
- Доронова Т.Н. "Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями".- М., 2002.
- Детский календарь под редакцией Т.Н. Дороновой. Для содействия развитию ребенка 4-5 лет. Дидактический материал.
Warning: No images in specified directory. Please check the directory!
Debug: specified directory - https://xn----8sbacgoafpfhob7bahedccd4aal4l.xn--p1ai/images/stories/2023/06/zubankova/