Орехова Светлана Александровна, учитель-логопед, Чеботарева Ольга Вячеславовна, музыкальный руководитель, МАДОУ №23(3), Североуральск
С каждым годом растет количество детей с различными нарушениями речи. Учёные давно доказали, что чем больше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. А ведь этому помогает — логопедическая ритмика. Логопедическая ритмика — это система музыкально-двигательных, музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции, двигательной активности.
Исследования учёных, занимавшихся изучением детей с проблемами речи (Л. А. Венгер, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.), показали, что у данной категории детей слабо развито чувство ритма, вследствие чего отмечались нарушения слоговой структуры слова и неритмизированная речь, замедлялось становление развернутой речи, она была не выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник говорил примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозило развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
В связи с этим проблема развития ритмических основ у данной категории остаётся актуальной. Развитие музыкально-ритмических способностей, повышение эффективности коррекционно-логопедического воздействия возможно с помощью универсального характера чувства ритма при взаимодействии музыки, движения и речи.
В работе с детьми применяем следующие методы и приёмы развития чувства ритма:
1. Речевые игры со звучащими жестами.
Звучащие жесты – это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком. Звучащие жесты – это самый эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей.
2. Ритмические игры "Эхо – ответ".
В играх приём "эхо" дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант, свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия.
3. Игры на координацию речи с движением.
Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи. Основная цель использования игр на координацию речи с движением у детей – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением.
4. Игры с ритмическими палочками (клавесами).
Подробнее остановимся на работе с ритмическими палочками. Клавесы или ритмические палочки - простейшие шумовые инструменты: две палочки из гладкого твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля. Обычно клавесы делают из бука, сосны и берёзы.
Знакомство с клавесами можно начинать с раннего дошкольного возраста, причин тому несколько:
- сделаны из дерева (безопасны для детей),
- приятны на слух и на ощупь,
- можно сопровождать любую мелодию, постукивая палочку о палочку
Игры с палочками вызывают положительный эмоциональный настрой. Особенно важно это для детей раннего возраста, неговорящих деток.
Играя на клавесах, дошкольники учатся:
- манипулировать палочками, развивают координацию рук;
- находить различные приёмы звукоизвлечения;
- ритмично передавать метр и ритм стиха.
Играя на клавесах, у дошкольников развивается:
- речедвигательная координация;
- ритмический, тембровый слух, память, внимание;
- творческая активность, изобретательность, фантазия.
В работе с детьми активно используем речевые игры и упражнения, что помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести его в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.
Таким образом, игры с клавесами дают возможность интегрировать несколько видов деятельности, что является актуальным для гармоничного и целостного развития дошкольников. Незатейливый на первый взгляд инструмент, клавесы - уникальный в своем роде для педагогов в музыкальном, сенсорном и речевом развитии дошкольников.
Литература
- Свиридова А.А. Развитие чувства ритма как средство гармоничного становления личности ребенка /А.А. Свиридова – Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 352-354
- Система детского музыкального воспитания Карла Орфа/Под ред. Л.А. Баренбойма. – Л.: Издательство "Музыка", 2010 – 160 с.
- Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие/Под ред. Е.А.Логиновой. – СПб.: Издательство "Союз", 2005 – 192 с.