Семенова Галина Фадисовна, педагог дополнительного образования, МАУ ДО "ЦВР", Новоуральск
Речь представляет собой одну из наиболее важных высших психических функций человека, поэтому развитие речи является как показателем развития ребенка, так и условием организации деятельности ребенка.
Отставание в речевом развитии приводит к тому, что кругозор ребёнка не расширяется, поскольку он не задаёт вопросов. Детям труднее воспринимать абстрактные понятия, обобщать, сравнивать и анализировать, они испытывают трудности с усидчивостью и вниманием – им сложно исполнять словесные инструкции. Кроме того, проблемы с речью возводят стену между ребёнком и окружающими людьми – он становится замкнутым, обидчивым, неуверенным в себе.
Некоторые исследователи (Н.Н. Кузнецова [3, с. 48], Ю.А. Конюхова [4, с. 100] и др.) подчеркивают, что у детей с особенностями речевого развития с самого раннего возраста наблюдаются также особенности развития всех составляющих моторики: крупной, мелкой (движения кистей и пальцев рук), артикуляционной, а также трудности регуляции и контроля произвольных движений, что доказывает взаимосвязь двигательных функций с речевым развитием.
Актуальность разработки адаптированной дополнительной общеразвивающей программы "Фитнес для дошкольников с ОВЗ", реализуемой МАУ ДО "ЦВР" НГО в сетевой форме на базе дошкольной образовательной организации, обусловлена необходимостью коррекции речевых нарушений, которые оказывают отрицательное влияние на ребенка в любом возрасте. Реализация программы направлена на развитие адаптационных возможностей детского организма, физическое и личностное развитие ребёнка, развитие двигательных способностей, формирование познавательного интереса к новому виду деятельности. Детский фитнес – это хорошо продуманная занимательная детская физкультура: общеукрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения. Это увлекательные игровые занятия с использованием разнообразного спортивного инвентаря, а так же включающие в себя теоретические знания о правильном режиме дня и здоровом питании.
Учебный материал подобран с учетом особенностей развития нозологической группы обучающихся. Каждый ребёнок, независимо от уровня здоровья и физической подготовленности, имеет возможность познакомиться с элементами оздоровительных направлений фитнеса: фитбола, степ-аэробики, ритмической гимнастики, стретчинга, дыхательной гимнастики, комплексами силовой аэробики. Содержание программы реализуется в интеграции с игровой деятельностью детей, поэтому на занятиях активно используются упражнения с различными предметами, мячами разных размеров и цветов, скакалками и т.д. При выполнении таких упражнений в работу включаются обе руки, что оказывает положительное влияние на развитие как крупной, так и мелкой моторики. Кроме того, такие упражнения, как бросание, катание или перемещение предметов способствуют развитию глазомера, координации, ритмичности и согласованности движений, оказывает влияние на умение ориентироваться в пространстве. Упражнения, при выполнении которых задействованы практически все группы мышц, помогают поддерживать позвоночник в физиологически правильном состоянии, стимулируют формирование правильной осанки, они положительно влияют на развитие речи, правильную артикуляцию и чистое произнесение звуков, так как способствуют снятию зажимов мышц шеи, гортани, лица и обеспечивают их расслабление.
Физические упражнения, которым отводится стимулирующая роль, сочетаются с произнесением звуков, слов и на поздних этапах - логоритмических упражнений. Таким образом, у ребенка появляется возможность координировать свои движения в соответствии с определенным ритмом и, ориентируясь на силу голоса, интонационное оформление речи педагога, координировать амплитуду, силу и выразительность движений. Активное напряжение и расслабление различных групп мышц, сопровождаемое речью педагога, а затем и детей, особенно важно для нормализации мышечного тонуса ребенка.
Одним из обязательных условий проведения учебных занятий в рамках реализации программы является позитивный эмоциональный фон и активное использование педагогом дополнительного образования музыки, различных интонаций и невербальных средств общения: жестикуляции, мимики и т. д..
Реализация программы в сетевой форме позволяет использовать материально-техническую базу организации дошкольного образования, которую посещает ребенок. Находясь в знакомой и привычной для себя обстановке, ребенок лучше усваивает учебный материал, проникается идей здорового образа жизни, учится контролировать свою двигательную активность.
Выбор содержания, педагогических технологий и методики проведения занятий, определение их форм и структуры зависит от особенностей возрастного развития дошкольников с нарушениями речевого развития, становления их двигательной, эмоционально-волевой сферы и основывается на принципах индивидуализации и доступности обучения. Обязательным условием зачисления на программу является наличие медицинской справки об отсутствии противопоказаний для занятий фитнесом.
Таким образом, целенаправленное одновременное решение задач физического воспитания и речевого развития детей дошкольного возраста возможно и эффективно в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы "Фитнес для дошкольников с ОВЗ". Занятия по программе включают в себя обучение новым видам движений в сочетании с коррекционно-речевой и эмоциональной составляющей.
Литература
- Кузнецова Н.Н. Взаимосвязь между особенностями речевого развития и общей моторикой детей с нарушениями речи // Логопедия. 2015. № 4 (10). С. 47-52. https://elibrary.ru/rnwnvj
- Конюхова Ю.А. Активизация моторных функций как важное условие речевого развития детей // Pem: Psychology. Educology. Medicine. 2018. № 2. С. 100-108. https://elibrary.ru/ykkbcx