Подгорбунских Анастасия Павловна, студент, ГАПОУ СО НТПК № 1, Нижний Тагил
Руководители: Неофитова Елена Юрьевна, Щавлева Оксана Николаевна
Русский язык в системе коррекционного обучения занимает лидирующее положение, так как играет основную роль в успешном обучении.
Младший школьный возраст - это тот период, когда происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень и содержание познавательных интересов, что выражается в стремлении ребенка проявлять интеллектуальную активность, преодолевать возникающие в процессе познания трудности, в формировании новой высшей потребности - учиться.
Один из факторов, который препятствует полноценному обучению детей, - это недостаточное развитие их связной речи. Умение связно, последовательно и точно, грамматически правильно и образно выражать свою мысль представляет собой необходимое условие успешного обучения во всех дисциплинах, а также гарантирует широкие возможности в процессе общения с окружающими людьми.
Дидактическая игра может использоваться на различных этапах урока для достижения поставленных учителем целей. Исследователь В.И. Минскин считает, что слабых и пассивных учеников начальных классов в игре привлекает именно загадочность и необычность. Поэтому при работе с такими школьниками целесообразно использовать дидактическую игру, так как именно она помогает им мобилизовать волевые усилия для самостоятельной интеллектуальной работы и позволяет развить и укрепить интерес к какому-либо предмету учения. На основе этого впоследствии осуществляется переход в развитии познавательных интересов учащихся от более ранней стадии просто ориентировки к ситуативной активности на стадию устойчивого познавательного отношения.
Для того, чтобы обучающимся с задержкой психического развития хотелось получать знания по русскому языку, чтобы обучающимся было интересно работать на уроках, нужно выбирать различные формы и приёмы организации уроков русского языка, использовать занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают познавательный интерес, а значит, и воспитывают интерес к русскому языку, что способствует повышению качества знаний по предмету.
Познавательный интерес у обучающихся с задержкой психического развития обнаруживается лишь как реакция на отдельные занимательные факты, события и, как правило, не перерастает в интерес к предмету как к области знаний. Учащиеся обычно пассивно относятся к учебным занятиям, требующим мыслительной деятельности. Их интересы часто связаны с занимательностью учебного материала.
Под влиянием познавательного интереса младшие школьники стараются найти новые стороны в предмете, привлекающем их внимание, пытаются установить более глубокие связи и отношения между различными явлениями.
Интересы имеют универсальное значение в детской жизни. Во-первых, они лежат в основе всего культурного и психического развития ребенка. Во-вторых, интерес отвечает за личностный способ включения ребенка в деятельность, формируя его отношение к этой деятельности и социальную позицию. Обуславливает такой характер отражение объективной действительности, который ориентирует ребенка на определенное, избирательное отношение к существующим обстоятельствам.
Особенности познавательных интересов у детей с задержкой психического развития выражаются в следующем:
- Степени сосредоточенности в процессе познавательной деятельности;
- Поведении при затруднениях;
- Стремлении к выполнению задания в соответствии с его содержанием готовность к самоконтролю;
- Оценочном отношении к полученному результату.
У обучающихся с задержкой психического развития наблюдается ослабление регуляции во всех звеньях процесса учения.
Возникают трудности при решении задачи, поскольку не анализируются условия в целом, не намечаются в умственном плане возможные ходы решения, полученные результаты не подвергаются контролю, а допущенные ошибки не исправляются.
При требовании произвести проверку дети с ЗПР выполняют определенные внешние действия, не соотнося результат и способы его получения с требованиями и данными предъявленной задачи.
Для формирования познавательного интереса существует множество различных методов и приёмов:
- Занимательный материал (загадки, игры, ребусы, кроссворды, филворды) помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность, память, внимание, мышление, поддерживает интерес к изучаемому;
- Познавательные вопросы и задания. Основное методическое требование к ним состоит в том, что ответ на вопрос и выполнение задания должны показать, в какой мере школьник может творчески использовать имеющиеся у него запас знаний, насколько свободно он владеет фактами, умеет ли он думать.
Преобразования познавательного интереса, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики ребенка. Одна из главных задач учителя – это активное включение учащихся в познавательный процесс, реализуемый на уровне своих возможностей и способностей.
Дидактическая игра - эффективная форма проведения уроков в начальной школе, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретаются с заинтересованностью.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений.