Мезенина Оксана Юрьевна, педагог-психолог, Юнязова Татьяна Франтишековна, старший воспитатель, МАДОУ "Росток", детский сад № 48, Новоуральск
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ в главе IV, статьях 34, 42; главе VI, статье 55, главе VII статьях 64, 65;, главе XI, статье 79 устанавливает правовые, организационные и экономические основы, общие правила осуществления образовательной деятельности в условиях организации инклюзивного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155, учитывает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, направлен на обеспечение равных возможностей для полноценного развития воспитанников в период дошкольного детства независимо от психо-физиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; предъявляет требования к содержанию коррекционной работы и/или инклюзивного образования в процессе реализации Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования; требования к условиям для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с современными нормативными требованиями, в нашем детском саду проводится планомерная и систематическая работа по организации инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности.
На данный момент детский сад посещают 182 ребенка, 5 из которых имеют статус детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ОВЗ, посещающие детский сад имеют следующие нозологические группы нарушений здоровья – 2 ребенка с задержкой психического развития, 3 ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Образовательный процесс с данными детьми организован в группах общеразвивающей направленности (инклюзивные группы).
Кроме этого на площадке детского сада организована работа с тремя детьми-инвалидами дошкольного возраста, не посещающими детский сад, а так же с 15 детьми, имеющими статус ОВЗ и ребенка-инвалида, посещающими другие структурные подразделения – детские сады МАДОУ – детский сад "Росток".
Цель реализации инклюзивного образования, организованного в нашем детском саду: обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии, оказание помощи детям с ОВЗ в освоении адаптированной образовательной программы дошкольного образования.
Данная цель конкретизируется следующими задачами:
- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, имеющих особые образовательные потребности через составление и реализацию АОП и индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с характером нарушений развития;
- организовать консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей воспитанников; содержания психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
В 2019 году детский сад включен в государственную программу Российской Федерации "Доступная среда", стал участником реализации мероприятий по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования. В рамках участия в данной программе, проведена реконструкция 1-го этажа здания детского сада: выстроен пандус с соблюдением норм безопасности, 2 входа в здание для инвалидов и лиц с ОВЗ; на всех путях передвижения выложены тактильные плитки контрастного цвета с использованием выпуклостей на поверхности, использована контрастная маркировка дверных проемов, установлены широкие двойные поручни; при входе в здание установлены тактильные пиктограммы и мнемосхемы.
Кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога оснащены современным интерактивным оборудованием, предназначенным для развития и коррекции познавательных процессов, когнитивных и моторных навыков у слабовидящих, слабослышащих детей и детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата; коррекции сенсомоторных навыков, зрительно-тактильных ощущений, для развития координационных двигательных способностей, повышения мышечного тонуса, двигательной и эмоциональной активности; для реабилитационных мероприятий с детьми, имеющими патологию опорно-двигательного аппарата различной степени тяжести, в том числе с ДЦП; для коррекции речевых нарушний различного генеза, развитию артикуляционного праксиса, коррекции звукопроизношения, развитию речевого дыхания, развитию мелкой моторики. В детском саду организовано пространство изостудии с учетом потребностей детей с ОВЗ.
С учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп оборудован отдельный санузел. Имеется приемная с расширенными дверными проемами и гардеробной.
Воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья предоставляются условия получения социальной, педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-педагогической коррекции; возможность обучения по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы.
К реализации инклюзивного образования подключены все специалисты детского сада в рамках реализации АОП и индивидуальных образовательных маршрутов; итоги реализации индивидуальных образовательных маршрутов подводятся 1 раз в квартал на заседании ППк детского сада.
Родители (законные представители) воспитанников с ОВЗ являются активными участниками коррекционно-образовательного процесса.
Нами составлена и реализуется модель психолого-педагогического сопровождения воспитанников, имеющих особые образовательные потребности (см. Приложение, табл.1).
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, нуждающихся в коррекции речевого, личностного и интеллектуального развития осуществляется на основе Положений: о ППк, о логопункте детского сада; учителем-логопедом в условиях логопункта детского сада, педагогом-психологом и педагогами детского сада через реализацию инклюзивного подхода к организации коррекционной работы.
Образовательная деятельность с данными воспитанниками осуществляется в соответствии с составленными на каждого ребенка с ОВЗ Адаптированными образовательными программами и Индивидуальными образовательными маршрутами, учитывающими виды нарушений.
Педагогами детского сада используются такие формы психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, как: изучение медицинских карт, определение оздоровительных и образовательных маршрутов воспитанников; педагогическое наблюдение с фиксацией результатов в индивидуальных картах развития детей; мониторинг речевого развития воспитанников; психологическое наблюдение; мониторинг интеллектуального развития воспитанников; индивидуальная углубленная диагностика эмоционально-личностной сферы; осмотр детей, консультирование педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников учителем-дефектологом; консультационное сопровождение родителей (законных представителей) воспитанников; подготовка и представление пакета документов на Муниципальную ПМПК; логопедическое сопровождение детей с нарушениями речевого развития в рамках работы логопункта; психологическое сопровождение воспитанников в процессе организации индивидуальной и групповой совместной деятельности; включение воспитанников с ОВЗ во все итоговые мероприятия по реализации содержания основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования (концерты, конкурсы, акции и другие).
Особое место в организации и осуществлении инклюзивного образования в детском саду занимает работа психолого-педагогического консилиума в составе: заведующий структурным подразделением – председатель ППк, старший воспитатель – заместитель председателя ППк, педагог-психолог – секретарь ППк, учитель-логопед – член ППк.
Деятельность ППк направлена на создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников посредством психолого-педагогического сопровождения через:
- выявление трудностей воспитанников в освоении образовательных программ;
- разработку рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения;
- консультирование участников образовательных отношений;
- контроль над выполнением рекомендаций ППк.
Качество и эффективность работы детского сада по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов Новоуральского городского округа обеспечивается через установление сетевого взаимодействия с общественными и образовательными организациями, находящимися на территории Новоуральского городского округа:
- Новоуральская городская организация общероссийской общественной организации Всероссийское общество инвалидов (ООО ВОИ) (проведение совместных мероприятий по обеспечению условий реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественно – эстетической направленности "Палитра детства" для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, разработку плана реализации мероприятий, взаимодействия педагогического коллектива и воспитанников МАДОУ детский сад "Росток" и членов ВОИ на безвозмездной основе);
- МАУ ДО "Центр диагностики и консультирования" (направление воспитанников на Территориальную муниципальную ПМПК Новоуральского городского округа для проведения комплексного обследования воспитанников и получения рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания;
- Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области "Новоуральская школа № 2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы" (направление воспитанников для прохождения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии с целью комплексного обследования детей дошкольного возраста, осуществления информирования родителей, законных представителей о результатах обследования, получения по результатам обследования рекомендаций, оказания консультативной помощи родителям, законным представителям, работникам образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья).
Специалисты детского сада с 2017 по 2020 год являются организаторами методического объединения педагогов МАДОУ детский сад "Росток" по теме: "Сопровождение воспитанников с ОВЗ в группах общеразвивающей направленности", осуществляя сопровождение педагогов обособленных структурных подразделений МАДОУ детский сад Росток к составлению и реализации Адаптированных образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов.
Педагог-психолог и учитель-логопед детского сада осуществляют психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих обособленные структурные подразделения – детские сады МАДОУ – детский сад "Росток", используя условия "Доступной среды".
В связи с успешной реализацией инклюзивной практики детский сад стал Победителем V Федерального научно-общественного конкурса "Восемь жемчужин дошкольного образования" в номинации "Лучший детский сад наукограда" в 2018 году.
Качественно выстроенная инклюзивная практика работы позволяет обеспечивать существенную позитивную динамику по каждому из воспитанников с ОВЗ в группах общеразвивающей направленности. В 2018 году образовательную программу дошкольного образования освоил ребенок-инвалид, посещавший группу общеразвивающей направленности, что позволило данному ребенку успешно осваивать образовательную программу начального общего образования. В 2020 году 2 ребенка с ТНР и 1 ребенок с ЗПР завершили освоение образовательной программы дошкольного образования в группе общеразвивающей направленности и благополучно перешли на следующий уровень образования в средние общеобразовательные школы.
Таким образом, в обособленном структурном подразделении – детский сад №48 "Радуга" МАДОУ детский сад "Росток" создаются необходимые условия реализации и развития инклюзивного образования, привлекается внимание педагогического и родительского сообщества Новоуральского городского округа к включению детей с особыми образовательными потребностями в общее образование.
Перспективой нашей дальнейшей деятельности по организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами считаем организацию обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ дошкольного возраста на дому через консультирование родителей (законных представителей), дистанционные формы реализации содержания образовательной программы дошкольного образования.