Атаманова Нина Ивановна, учитель, Полянская Валентина Васильевна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
Проблема обучения чтению умственно отсталых детей является одной из актуальных не только в методической литературе, но и в образовательном процессе. Это вызвано её практической значимостью. Вопросам формирования навыков чтения детей данной категории посвятили свои труды А.К.Аксенова, А.И.Грабаров, М.Ф.Гнездилов, Р.С.Левина, В.Г.Петрова. Опыт работы педагогов показывает, что обучающиеся специального (коррекционного) образовательного учреждения испытывают большие трудности при обучении чтению. Они заключаются в следующем: недостаточность звукового анализа и синтеза; нарушение произносительной стороны речи; бедный словарный запас и несформированность грамматического строя; слабость зрительного восприятия; пониженная работоспособность; низкий темп мыслительных процессов. Чтение – это трудоёмкий процесс, осуществляемый в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов [2].
Контингент младших классов неоднороден по характеру и степени речевой, сенсорной и интеллектуальной недостаточности, поэтому обучающиеся находятся на разных этапах овладения навыками чтения. Некоторые из них остаются долгое время на аналитическом этапе; другая часть- с большим трудом переходит к синтетическому чтению (единица чтения – слово). Самый сложный - это автоматизированный этап (единица чтения – предложение). Важно учителю ориентироваться в «зоне ближайшего развития» ребенка, учитывать состояние психических процессов, моторики, особенности звуковой культуры речи.
Рассмотрим приёмы моделирования при формировании навыков чтения и воспитанию мотивации к предмету в бинарном подходе учителя начальных классов и учителя-логопеда. Моделирование обеспечивает наглядную основу изучаемого материала, что способствует развитию фонематического слуха, мыслительных операций и более прочному запоминанию. Модели усваиваются быстро, читать по ним легко и интересно. Такова методика А.Н.Корнева – работа со слоговыми таблицами (ОПЕЧ) – «оперативная единица чтения», которая демонстрирует хорошие результаты по чтению (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
В методике А.Н.Корнева много слоговых таблиц разных модификаций, которые мы используем в образовательном процессе [4] (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Задания самые разнообразные: прочитать слоги в таблице, которые соответствуют схеме ГС, СГ, ССГ; найти слоги с буквой а и е ; прочитать слоги по горизонтали, вертикали или столбиком; с данным слогом придумать слово: до-мик, во-да; учитель произносит слово дорога- ученики ищут в таблице данные слоги; даны две буквы: а н – составить слоги и подобрать схемы и фишки к ним. Обучение носит практическую направленность. Огромное поле деятельности для индивидуальной и дифференцированной работы. Ситуация успеха обеспечена каждому ребёнку! Использование символических моделей – схем облегчает и ускоряет процесс усвоения материала, поддерживает интерес у обучающихся. Наша задача - отработать эти схемы до автоматизма. Все опорные таблицы, используемые на уроках, представляют единую систему для автоматизации и расширения «оперативной единицы чтения».
Также при обучении чтению в начальном звене применяется методика Кандидата педагогических наук В.М. Акименко – «модели артикуляции звуков» [1]. Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую, ребёнок пытается правильно расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки. Для проведения звукового анализа слов и составления схем можно использовать символы – модели артикуляции звуков (ПРИЛОЖЕНИЕ3).
В чтении по моделям слияние происходит легко, так как модель это чистый звук. Важно, что применение моделей не противоречит закону слияния слогов, открытому М.И. Жинкиным. Читая по моделям, ребёнок видит артикуляцию всех звуков, слога, слова. В занимательной форме проходят игровые минутки с моделями - символами, которые служат для развития фонематического слуха, формируют умение правильно проводить звуковой анализ и синтез (см. табл. 2). Сначала анализируются слоги из двух звуков: закрытые (ам, ум), открытые (ма, му); слова из одного слога (сыр, мак); слова из двух слогов (оса); из двух открытых слогов (мама, лужа); из одного закрытого и одного отрытого слога (окно). Эти игры проводятся совместно с учителем-логопедом в классе и на индивидуальных коррекционных занятиях.
Эффективным приёмом работы по формированию навыков чтения является работа со слоговыми таблицами по Н.Зайцеву («Музыкальный алфавит», «Музыкальная мозаика») [3]. Это пропевание гласных на любую мелодию; складов на определённую букву - согласного б – ба –ба – бы –бэ - бю –би…; на определённую букву гласного - а – ба – па – да – ва – са – ра – та… ; пропевание складов вразброс: ма, си, ди, фо, жу…; составление слов на данную букву и т.д.
В нашей методической копилке есть следующие приёмы для формирования чтения: «волшебные» слоговые таблицы, лабиринт «Составь слово», модели - «колобок» - «туча» - «дождик», ежеурочные пятиминутки на каждом уроке с указкой; речевые зарядки, чистоговорки, чтение по подобию, «звуковой ориентир», бинарное чтение, звуковая разминка, слоговой аукцион, «весёлые рифмы», жужжащее чтение. «Недельный тренажёр» таков: 5мин. x 4 урока x 5 дней = 100 мин. = 1 час 40 мин. Профессор И.Т. Федоренко отметил: « … важна не длительность, а частота тренировочных упражнений». Наши успехи – это лестница достижений по технике чтения (замеры один раз в месяц).
Овладение навыком правильного чтения является одним из условий успешной социальной адаптации и социализации детей с нарушением интеллекта. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа над развитием и совершенствованием этого навыка со стороны педагога, учителя-логопеда, родителей. Данная работа должна вестись «с интересом, пользой и непринуждённо!» Хорошо сказал В.А.Сухомлинский «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
Литература
- Акименко, В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие/В.М.Акименко Ростов н/Д.: Феникс, 2018.
- Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе/ А.К. Аксенова – М.: Просвещение, 2002.
- Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению/ В.Н. Зайцев - М.: Просвещение, 1991.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие/ А.Н. Корнев, СПб, 1997.