Бернер Ирина Павловна, учитель-логопед, Усатова Надежда Николаевна, педагог-психолог, МАДОУ детский сад "Росинка", Новоуральск
Характерной особенностью детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР), которые составляют контингент нашего детского сада, является ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, отсутствие развернутого смыслового высказывания, снижение социальной коммуникации. Реалии наших дней таковы, что использование гаджетов детьми без ограничения времени, приводит к дополнительному снижению их речевой активности. Наряду с несформированностью связной речи, дети испытывают значительные трудности при переходе от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению - важной составляющей дальнейшего успешного школьного обучения.
Наш многолетний опыт наблюдения детей с ТНР показал, что традиционное обучение навыкам связной речи по сюжетной картине оказывается малоэффективным для большинства воспитанников. Поэтому мы избрали иной путь формирования связной речи у старших дошкольников посредством сюжетной картинки с использованием опорных символов. Эти опорные фишки-сигналы помогают детям наполнить рассказ диалогами, качественными и относительными прилагательными, самостоятельно удерживать структуру речевого высказывания.
В современном «малоговорящем» детском мире прием «Четыре фишки» можно использовать не только с дошкольниками с ТНР, ОВЗ, но и нормативно развивающимися детьми. Прием не требует дополнительных материальных трат и специально созданных условий. «Четыре фишки» можно использовать как педагогами в ДОУ в игре с детьми 5-7 лет, так и родителями дома, в дороге и т.д. Все, что понадобится для реализации данного игрового приема, это сюжетная картинка и четыре небольших предмета-фишки. Особую роль мы уделяем гуманному ценностному потенциалу выбранных картин.
В основу игрового приема «Четыре фишки» мы заложили методику Татьяны Александровны Ткаченко «Формирование и развитие связной речи у детей с ТНР».
Нашей педагогической находкой стала адаптация данного приема от многоэтапной и пролонгированной работы к экспресс-занятию одного дня с добавлением опорных сигналов в виде четырех фишек.
Традиционно в начале учебного года мы проводим родительское анкетирование и выявляем запросы по образованию и воспитанию их детей. В течение года, исходя из этих запросов, планово проводим игровые мастерские, в которых участвуют дети, родители (законные представители), воспитатели, учитель-логопед и педагог-психолог группы. Данная игра-занятие является одним из звеньев нашей системы работы по формированию как когнитивной, так и личностной сферы ребенка.
Цель: формирование у старших дошкольников социально-коммуникативных навыков как предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Задачи:
- развивать связную диалогическую и монологическую речь как средство общения;
- формировать познавательный интерес у детей посредством установления связей и отношений между объектами на основе сюжета;
- создавать условия для повышения самооценки и положительной социализации детей в среде сверстников и взрослых.
При минимальной подготовке и простоте алгоритма данного приема, он обладает богатым метапредметным потенциалом:
- повышает психолого-педагогическую компетентность родителей, педагогов в вопросах развития и образования детей;
- обеспечивает наряду с социально-коммуникативным и познавательным развитием духовно-нравственное формирование личности ребенка через подбор иллюстративного материала и заложенного в нем ценностного потенциала;
- обеспечивает преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Для удобства проведения игры нами были разработаны памятки, в которых, с одной стороны, расписаны этапы предстоящей работы, с другой, речевые стратегии, позволяющие обеспечить позитивное подкрепление ребенка по ходу выполнения игрового упражнения. Перед началом работы с детьми мы напоминаем родителям и педагогам о функциях, выполняемых ими:
- помочь ребенку определиться в выборе картинки (при необходимости);
- сопровождать ребенка в ходе упражнения по заданному алгоритму;
- своевременно выставлять по ходу игры сигналы-фишки, обозначающие начало, конец рассказа, диалоги, имена-клички;
- записывать исходный и последующие рассказы ребенка;
- положительно оценивать старания ребенка.
Опираясь на памятку, родители и педагоги без труда проводят игру по заданному алгоритму (памятка дана в приложении №1).
В результате применения данного приема значительно повысился уровень связной речи воспитанников. Эффективность приема доказана результатами диагностики общих способностей Н. Е. Веракса «Способность к речевому высказыванию». На начало учебного года средний балл по группе составил 2,1 балла, на конец 2,8 балла. Динамика составила 0,7 балла. Освоение детьми данного приема происходит быстро. После однократного проигрывания дошкольники самостоятельно удерживают заданную структуру, насыщают свой рассказ именами/кличками, диалогами и прилагательными.
В ходе игры детям при грамотном сопровождении взрослых удается преодолеть первичное смущение, застенчивость, тревожность, что значительно повышает их познавательный интерес и самооценку.
Данный прием прошел апробацию:
- при работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми группы риска (старший дошкольный возраст);
- был представлен коллегам МАДОУ на семинаре-практикуме «Логопедическая карусель» в марте 2022 года, имел положительную оценку и желание применить его на практике;
- был применен на игротеке с родителями воспитанников группы «Малинка» в 2022-23 учебном году и родители отметили высокую эффективность приема при отсутствии материальных затрат;
- был представлен коллегам на областном семинаре «Педагогические находки по теме «Развитие коммуникативных компетенций у дошкольников с ТНР» в марте 2023 года и получил высокую профессиональную оценку.
В поддержку детской и родительской инициативы по результатам игротеки была создана «Книга рассказов детей издательства группы «Малинка».
Литература
- Ланина Т.Н. Актуальные аспекты изучения связного речевого высказывания у детей с недоразвитием речи. Сборник научных статей в 2х частях. Орел, 2000.
- Ткаченко Т.А. Обучение творческому рассказыванию по картинам. Москва. Владос, 2005.
- Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. Санкт-Петербург. Детство-пресс, 1999.