Жукова Марина Михайловна, учитель, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
В связи с этим, развитие базовых сенсорных эталонов является важным в развитии и воспитании обучающегося с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Сложные нарушения развития – это, как правило, врожденная патология, где отмечаются аномалии развития органов чувств. А это значит, что обучающийся с первых дней жизни воспитывается в условиях сенсорной и двигательной депривации. Одной из причин сенсорной депривации может быть недостаток сенсорных (тактильных, зрительных, слуховых и т. д.) стимулов. И, как результат, недостаточность сенсорного анализа, что ведет к нарушению процесса осмысления построения двигательного действия.
В качестве базовых использованы подходы к сенсорному воспитанию детей, разработанные в отечественной психологии и педагогике А.В. Запорожцем, Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддьяковым, А.П. Усовой, Д.Б. Элькониным и др., которые утверждают, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. И рассматривают его в качестве практического руководства в применении системного подхода к изучению обучающегося с ОВЗ, учете зон актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к ним в процессе реализации коррекционной психолого – педагогической программы.
Круг задач сенсорного воспитания:
- "Развитие зрительного восприятия"
- "Развитие слухового восприятия"
- "Развитие кинестетического и кинетического восприятия"
- "Развитие восприятия формы, величины и цвета"
- "Развитие восприятия запаха и вкуса"
- "Развитие восприятия пространства и времени"
- "Развитие моторики и графомоторных навыков".
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.
В рамках учебного курса "Сенсорное развитие" разработана мониторинговая программа по отслеживанию образовательных достижений обучающихся с ТМНР. умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
С целью оценки эффективности работы педагогам необходимо систематически проводить мониторинг образовательного процесса, т. е. осуществлять сбор данных о степени реализации образовательных целей, поставленных в программе. Важнейшим способом педагогического мониторинга является систематическое наблюдение за изменениями в разных сферах развития обучающихся, получение информации об индивидуальных особенностях и динамике его продвижения в развитии. Результаты подвергаются поэлементному анализу, позволяющему получать количественные показатели уровня обученности по каждому разделу программы. Таким образом, мониторинг позволяет выявить факторы, влияющие на качество образования, и принять адекватные педагогические решения по коррекции обучения и создания процесса условий для совершенствования образовательной среды.
Сроки реализации мониторинга:
- входной;
- итоговый.
Входной мониторинг проводится в начале учебного года и позволяет выявить уровень актуального развития обучающегося, его потенциальные возможности и определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, форму и программу обучения.
Основным критерием при отслеживании динамики образовательных достижений воспитанников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является уровень самостоятельности при выполнении учебных заданий, социально- бытовых, сенсорно-перцептивных, речевых и предметно-практических действий. Критерии оценивания образовательных достижений обучающихся с выраженным интеллектуальным дефектом можно найти в методических трудах Л.Б. Баряевой, И.М. Бгажноковой.
Итоговый мониторинг определяет характер динамики развития и позволяет составить дальнейший образовательный маршрут ребёнка. Результаты обследования заносятся в разработанные диагностические карты, на основании которых выявляется уровень обученности ребёнка, а также качественный и количественный анализ его продвижения.
Значения этих показателей позволяют судить о параметрах, которыми обучающийся уже владеет, о параметрах, которыми овладел в недостаточной степени, и о параметрах, которыми он не владеет.
При оценке результативности обучения обучающихся важно учитывать затруднения в освоении отдельных образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Таким образом, представленный двухуровневый мониторинг позволяет выявить факторы, влияющие на качество образования, и принять адекватные педагогические решения по коррекции процесса обучения и созданию условий для совершенствования образовательной среды, ориентированные на зону ближайшего развития личности и деятельности обучающегося, и создается программа дальнейшего развития на следующий учебный год.