Кочурина Дарья Яковлевна, учитель-дефектолог, ГБОУ СО "Богдановичская школа-интернат", Богданович, Свердловская область
Глоссарий
Семья- микросреда развития ребенка.
Основными звеньями семьи как персональной микросреды ребенка является:
- Коллективное мнение
- Межличностные, внутрисемейные отношения
- Семейные традиции
- Обычаи, настроение
- Нормы внутрисемейного поведения
- Нравственно-духовный принцип
Воспитание в узком смысле - это двусторонний субъект-субъектный процесс, в котором осуществляется взаимодействие родителя и ребенка, в результате чего происходят изменения в личности как родителя, так и ребенка. Результативность воспитания не всегда можно однозначно спрогнозировать.
Понятие о стиле семейного воспитания - совокупность способов и приемов общения родителя с ребенком, характеризующегося различной степенью динамизма, представляющего собой совместную с ребенком деятельность, определяющую личностные особенности ребенка и родителя.
Диана Боумринд (Baumrind) выделила три стиля родительского воспитания, представляющих собой комбинацию из таких элементов, как (Приложение 1):
- зрелость требований,
- контроль,
- коммуникативность (общение),
- эмоциональная близость.
Стили семейного воспитания Э. Маккоби и Д. Мартин выделили два основных измерения внутрисемейного взаимодействия:
- уровень контроля или требований
- параметр принятия/ отвержения.
Стили семейного воспитания и личностные особенности детей (Э. Маккоби и Д. Мартин)
|
СТИЛЬ (сочетание параметров |
Особенности родительского поведения |
Личностные особенности детей |
|
АВТОРИТЕТНЫЙ (высокий уровень контроля, теплые отношения |
• признают и поощряют растущую автономию своих детей, • открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, • допускают изменения своих требований в разумных пределах |
• адаптированность, • уверенность в себе, высокая самооценка, • способность к самоконтролю и социальным навыкам поведения, • академическая успешность |
|
АВТОРИТАРНЫЙ (высокий уровень контроля, холодные отношения) |
• отдают приказания и ожидают точного их выполнения, • закрыты для постоянного общения с детьми, • устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения, • позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от себя |
• замкнутость, тревожность, • угрюмость • непритязательность • раздражительность • пассивность и зависимость на протяжении подросткового и юношеского возраста (у девочек) •неуправляемость и агрессивность (у мальчиков) |
|
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ (низкий уровень контроля, теплые отношения) |
• слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка, • безусловная родительская любовь, • открыты для общения с детьми, • избыток свободы (нет ограничений) при незначительном руководстве родителей |
• непослушание, • социальное неадекватное поведение (неумение соблюдать социальные нормы) • импульсивность и агрессивность, • нетребовательность к себе • иногда активность, решительность и творчество |
|
ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ (низкий уровень контроля, холодные отношения) |
• нет ограничений, • нет требований • безразличие к ребенку • закрытость для общения, • нет сил и желания заниматься воспитанием (обремененность собственными переживаниями и проблемами)иногда враждебность |
• неудовлетворенность потребности в общении и защите • Импульсивность • делинквентное поведение |
Отклонения в стилях семейного воспитания (по Э.Г. Эйдемиллеру)
Доктор медицинских наук, профессор выделил:
- Гипопротекция
- Доминирующая гиперпротекция
- Потворствующая гиперпротекция
- Эмоциональное отверждение
- Жестокие взаимоотношения
- Повышенная моральная ответственность
Структура и типы родительского отношения
Родительское отношение к ребенку является многомерным образованием, включающем по крайней мере три структурные единицы:
- интегральное принятие или отвержение ребенка;
- межличностную дистанцию, то есть степень близости родителя к ребенку;
- форму и направление контроля за поведением ребенка.
Типы родительского отношения:
- Принимающе-авторитарное родительское отношение
- Отвергающее "маленький неудачник"
- Симбиотическое отношение
- Симбиотически-авторитарное отношение
Симбиоз и его влияние на личность ребенка
Симбиотический и симбиотически-авторитарный типы чаще встречаются в семьях, воспитывающих детей определенными клинико-психологическими особенностями (частота встречаемости - 30% случаев, возраст детей 7-11 лет).
Таких детей условно поделили на две группы:
- У представителей первой группы наблюдались такие личностные особенности: низкая самооценка, низкий уровень притязаний, высокая тревожность, страх принятия решений, бесконфликтность, робость, пассивность, неумение постоять за себя перед сверстниками.
- Другую группу детей, напротив, отличали стеничность, импульсивность, неспособность владеть своими аффектами, низкая самооценка и неустойчивый уровень притязаний, неуправляемость.
Психологический механизм воздействия симбиоза - фрустрация потребности в проявления самостоятельности и инициативности, что приводит к развитию чувство своей неполноценности, неумелости, ничтожности, "синдром выученной беспомощности".
Категория "установка" в психологии
Д.Н. Узнадзе использовал в своей теории пояснительное понятие "установка" - исосознаваемая готовность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении, и которая является основой целесообразной.
Представители его школы рассматривали установку как готовность, которая определяется взаимодействием конкретной потребности и ситуацией ее удовлетворения.
Родительская установка - это система (или совокупность) родительского эмоционального отношения к ребенку: восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним
РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ
Существует большое количество периодизаций родительских установок, позиций, отношений к ребенку. Одна из самых ранних систематических классификаций родительских установок А.Коннер (1937 г.).
|
Тип |
Вербальное оформление |
Способ поведения с ребенком |
Влияние на развитие ребенка
|
|
Принятие и любовь |
«Ребенок - центр моих интересов» |
Нежность, занятия с ребенком |
Чувство безопасности, нормальное развитие личности |
|
Явное отвержение |
«Ненавижу этого ребенка, не буду о нем тревожиться» |
Невнимательность, жестокость, избежание контактов |
Агрессивность, преступность и эмоциональная недоразвитость личности |
|
Излишняя требовательность |
«Не хочу ребенка такого, какой он есть» |
Критика, отсутствие похвал, придирчивость |
Фрустрация, неуверенность в себе |
|
Чрезмерная опека |
«Все сделаю для ребенка» |
Чрезмерные поблажки или ограничения свободы |
Инфантилизм, особенно в социальных отношениях, неспособность к самостоятельности |
Появление ребенка с ОВ3 в семье существенно меняет семейные отношения:
- Родители испытывают сильнейшие эмоциональные нагрузки в связи с длительно действующим стрессом
- Внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик
- Ценности и цели семьи (каждого из родителей)
- Меняется психологический климат семьи
- Супружеские отношения
- Представленность семьи в обществе (общение с друзьями, мобильность семьи и т.п.
Неосознаваемые родительские установки
Существуют конструктивные и деструктивные (осознаваемые и неосознаваемые) родительские установки (Приложение 2 )
- Неприятие личности ребенка
- Неконструктивные формы взаимоотношений с ребенком
- Страх ответственности
- Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание
- Гиперболизация проблем ребенка
- Вера в чудо
- Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо
- Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.
АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ
- имеют опыт обращения к психологам и педагогам,
- адекватность реакций на предложения педагогов,
- заинтересованность,
- вовлеченность во взаимодействие с педагогом,
- принятие ребенка таким, какой он есть,
- внимательность,
- терпеливость,
- попытка найти свою роль в общем процессе воспитания и обучения ребенка
УСЛОВНО АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ
- подавленное состояние,
- отсутствие интереса к сотрудничеству с педагогом,
- бессистемное воспитание ребенка,
- свою роль понимают, как "создание комфортного быта",
- потребность в гарантированных результатах
- минимальность участия в воспитании и обучении "ото задача специалистов"
ПАССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ
- отсутствие знаний об особенностях развития и характере нарушений ребенка,
- труднопреодолимость факта рождения ребенка с особенностями развития (даже не принятие ребенка),
- объяснение причин - некомпетентность специалистов,
- несогласие с диагнозом,
- потребность самоустраниться от воспитания "проблемного" ребенка,
- приоритет отводится физическому и соматическому здоровью ребенка (ребенок - объект ухода), без акцента на развитии познавательной (речевой) и эмоциональной сфер.

