Психолого-педагогическое консультирование семей с ОВЗ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Кочурина Дарья Яковлевна, учитель-дефектолог, ГБОУ СО "Богдановичская школа-интернат", Богданович, Свердловская область

Глоссарий
Семья- микросреда развития ребенка. 

Основными звеньями семьи как персональной микросреды ребенка является:

  • Коллективное мнение
  • Межличностные, внутрисемейные отношения
  • Семейные традиции
  • Обычаи, настроение
  • Нормы внутрисемейного поведения
  • Нравственно-духовный принцип

Воспитание в узком смысле - это двусторонний субъект-субъектный процесс, в котором осуществляется взаимодействие родителя и ребенка, в результате чего происходят изменения в личности как родителя, так и ребенка. Результативность воспитания не всегда можно однозначно спрогнозировать.

Понятие о стиле семейного воспитания - совокупность способов и приемов общения родителя с ребенком, характеризующегося различной степенью динамизма, представляющего собой совместную с ребенком деятельность, определяющую личностные особенности ребенка и родителя.

Диана Боумринд (Baumrind) выделила три стиля родительского воспитания, представляющих собой комбинацию из таких элементов, как (Приложение 1):

  • зрелость требований,
  • контроль,
  • коммуникативность (общение),
  • эмоциональная близость.

Стили семейного воспитания Э. Маккоби и Д. Мартин выделили два основных измерения внутрисемейного взаимодействия:

  • уровень контроля или требований
  • параметр принятия/ отвержения.

Стили семейного воспитания и личностные особенности детей (Э. Маккоби и Д. Мартин)

СТИЛЬ (сочетание параметров

Особенности родительского поведения

Личностные особенности детей

АВТОРИТЕТНЫЙ (высокий уровень контроля, теплые отношения

• признают и поощряют растущую автономию своих детей,

• открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения,

• допускают изменения своих требований в разумных пределах

• адаптированность,

• уверенность в себе, высокая самооценка,

• способность к самоконтролю и социальным навыкам поведения,

• академическая успешность

АВТОРИТАРНЫЙ (высокий уровень контроля, холодные отношения)

• отдают приказания и ожидают точного их выполнения,

• закрыты для постоянного общения с детьми,

• устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения,

• позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от себя

• замкнутость, тревожность,

• угрюмость

• непритязательность

• раздражительность

• пассивность и зависимость на протяжении подросткового и юношеского возраста (у девочек)

•неуправляемость и агрессивность (у мальчиков)

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ (низкий уровень контроля, теплые отношения)

• слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка,

• безусловная родительская любовь,

• открыты для общения с детьми,

• избыток свободы (нет ограничений) при незначительном руководстве родителей

• непослушание,

• социальное неадекватное поведение (неумение соблюдать социальные нормы)

• импульсивность и агрессивность,

• нетребовательность к себе

• иногда активность, решительность и творчество

ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ (низкий уровень контроля, холодные отношения)

• нет ограничений,

• нет требований

• безразличие к ребенку

• закрытость для общения,

• нет сил и желания заниматься воспитанием (обремененность собственными переживаниями и проблемами)иногда враждебность

• неудовлетворенность

потребности в общении и защите

• Импульсивность

• делинквентное поведение

Отклонения в стилях семейного воспитания (по Э.Г. Эйдемиллеру)

Доктор медицинских наук, профессор выделил:

  • Гипопротекция
  • Доминирующая гиперпротекция
  • Потворствующая гиперпротекция
  • Эмоциональное отверждение
  • Жестокие взаимоотношения
  • Повышенная моральная ответственность

Структура и типы родительского отношения

Родительское отношение к ребенку является многомерным образованием, включающем по крайней мере три структурные единицы:

  1. интегральное принятие или отвержение ребенка;
  2. межличностную дистанцию, то есть степень близости родителя к ребенку;
  3. форму и направление контроля за поведением ребенка.

Типы родительского отношения:

  • Принимающе-авторитарное родительское отношение
  • Отвергающее "маленький неудачник"
  • Симбиотическое отношение
  • Симбиотически-авторитарное отношение

Симбиоз и его влияние на личность ребенка

Симбиотический и симбиотически-авторитарный типы чаще встречаются в семьях, воспитывающих детей определенными клинико-психологическими особенностями (частота встречаемости - 30% случаев, возраст детей 7-11 лет).

Таких детей условно поделили на две группы:

  • У представителей первой группы наблюдались такие личностные особенности: низкая самооценка, низкий уровень притязаний, высокая тревожность, страх принятия решений, бесконфликтность, робость, пассивность, неумение постоять за себя перед сверстниками.
  • Другую группу детей, напротив, отличали стеничность, импульсивность, неспособность владеть своими аффектами, низкая самооценка и неустойчивый уровень притязаний, неуправляемость.

Психологический механизм воздействия симбиоза - фрустрация потребности в проявления самостоятельности и инициативности, что приводит к развитию чувство своей неполноценности, неумелости, ничтожности, "синдром выученной беспомощности".

Категория "установка" в психологии

Д.Н. Узнадзе использовал в своей теории пояснительное понятие "установка" - исосознаваемая готовность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении, и которая является основой целесообразной.

Представители его школы рассматривали установку как готовность, которая определяется взаимодействием конкретной потребности и ситуацией ее удовлетворения.

Родительская установка - это система (или совокупность) родительского эмоционального отношения к ребенку: восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним

РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ

Существует большое количество периодизаций родительских установок, позиций, отношений к ребенку. Одна из самых ранних систематических классификаций родительских установок А.Коннер (1937 г.).

Тип

Вербальное оформление

Способ поведения с ребенком

Влияние на развитие ребенка

 

Принятие и любовь

«Ребенок - центр моих интересов»

Нежность, занятия с ребенком

Чувство безопасности, нормальное развитие личности

Явное отвержение

«Ненавижу этого ребенка, не буду о нем тревожиться»

Невнимательность, жестокость, избежание контактов

Агрессивность, преступность и эмоциональная недоразвитость личности

Излишняя требовательность

«Не хочу ребенка такого, какой он есть»

Критика, отсутствие похвал, придирчивость

Фрустрация, неуверенность в себе

Чрезмерная опека

«Все сделаю для ребенка»

Чрезмерные поблажки или ограничения свободы

Инфантилизм, особенно в социальных отношениях, неспособность к самостоятельности

Появление ребенка с ОВ3 в семье существенно меняет семейные отношения:

  • Родители испытывают сильнейшие эмоциональные нагрузки в связи с длительно действующим стрессом
  • Внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик
  • Ценности и цели семьи (каждого из родителей)
  • Меняется психологический климат семьи
  • Супружеские отношения
  • Представленность семьи в обществе (общение с друзьями, мобильность семьи и т.п.

Неосознаваемые родительские установки

Существуют конструктивные и деструктивные (осознаваемые и неосознаваемые) родительские установки (Приложение 2 )

  • Неприятие личности ребенка
  • Неконструктивные формы взаимоотношений с ребенком
  • Страх ответственности
  • Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание
  • Гиперболизация проблем ребенка
  • Вера в чудо
  • Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо
  • Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • имеют опыт обращения к психологам и педагогам,
  • адекватность реакций на предложения педагогов,
  • заинтересованность,
  • вовлеченность во взаимодействие с педагогом,
  • принятие ребенка таким, какой он есть,
  • внимательность,
  • терпеливость,
  • попытка найти свою роль в общем процессе воспитания и обучения ребенка

УСЛОВНО АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ

  • подавленное состояние,
  • отсутствие интереса к сотрудничеству с педагогом,
  • бессистемное воспитание ребенка,
  • свою роль понимают, как "создание комфортного быта",
  • потребность в гарантированных результатах
  • минимальность участия в воспитании и обучении "ото задача специалистов"

ПАССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • отсутствие знаний об особенностях развития и характере нарушений ребенка,
  • труднопреодолимость факта рождения ребенка с особенностями развития (даже не принятие ребенка),
  • объяснение причин - некомпетентность специалистов,
  • несогласие с диагнозом,
  • потребность самоустраниться от воспитания "проблемного" ребенка,
  • приоритет отводится физическому и соматическому здоровью ребенка (ребенок - объект ухода), без акцента на развитии познавательной (речевой) и эмоциональной сфер.
Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение1.pdf)Приложение1.pdf94 Кб
Скачать этот файл (Приложение2.pdf)Приложение2.pdf99 Кб
Скачать этот файл (Приложение3.pdf)Приложение3.pdf118 Кб
Скачать этот файл (Приложение4.pdf)Приложение4.pdf95 Кб

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить