Ахметшина Анастасия Алексеевна, учитель начальных классов, МАОУ "СОШ № 5 с УИОП им. Г.Н. Зайцева", Нижний Тагил, Свердловская область
Технология развития критического мышления (ТРКМ) - это мощный инструмент, который может значительно повысить эффективность уроков литературного чтения в начальной школе. Приемы этой технологии направлены на то, чтобы ученики не просто заучивали факты и сюжеты, а активно анализировали, оценивали и интерпретировали прочитанное, формируя собственное мнение.
Приёмы ТРКМ на уроках литературного чтения в начальной школе способствуют развитию навыков понимания и анализа текста, формированию критического мышления, развитию творческих способностей и воображения, повышению мотивации к чтению, достижению метапредметных результатов.
Применение приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе - это не просто модный тренд, а эффективный способ сделать процесс обучения более интересным, осознанным и результативным. Ученики не только лучше понимают и запоминают содержание произведений, но и развивают важные навыки критического мышления, творческого воображения, коммуникации и самовыражения.
На уроках литературного чтения с применением критического мышления выделяют три стадии: "Вызов", "Осмысление" и "Рефлексии".
Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия - "вызова", во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Педагог на этой стадии осуществляет вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию учащихся, мотивацию для дальнейшей работы. Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ [1].
Во время этой стадии можно применять следующие методы и приемы:
- составление списка "известной информации";
- рассказ-предположение, по ключевым словам;
- систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
- верные и неверные утверждения;
- перепутанные логические цепочки и т.д. [1].
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально, в парах - группах.
В случае успешной реализации фазы вызова в классе возникает мощный стимул для работы на следующем этапе - этапе получения новой информации.
Для стадии вызова характерны следующие приемы: "Корзина идей", "Дерево предсказаний", "Верные и неверные утверждения", "Ключевые слова", "Кластер", "Мозговой штурм", "Ассоциации", "Круги на воде".
Рассмотрим на примерах фрагментов уроков, как данные приемы способствуют развитию критического мышления на стадии вызова.
Тема урока: В. Драгунский "Тайное становится явным".
Цель: формирование умения прогнозировать содержание произведения.
Прием "Дерево предсказаний".
Учитель размещает на доске условное обозначение "дерева предсказаний".
- Попытайтесь представить, кто может быть героем этого произведения?
- Предположите, о чем может быть произведение с названием "Тайное становится явным". Какое "тайное" могло произойти с героем этого произведения и как оно могло стать "явным"?
Учащиеся знакомятся с названием произведения. Учитель предлагает определить, о чем может быть произведение с таким названием. Учащиеся работают в группах, строят предположения по развитию сюжетной линии рассказа. Высказывают предположение, о чем данный рассказ, кто главный герой и как "тайное" могло стать "явным".
На стадии рефлексии учитель возвращает учащихся к "Дереву предсказаний".
Вторая стадия, "осмысление" - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие "текст" трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Учитель сохраняет интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому". Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации [1].
На стадии осмысления возможны следующие приемы и методы:
- маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа);
- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах [1].
Рассмотрим, на примерах фрагментов уроков, как выше перечисленные приемы способствуют развитию критического мышления на стадии осмысления.
Для стадии осмысления характерны следующие приемы: "Инсерт", "Чтение с остановками", схема "Фишбоун" ("Рыбий скелет"), "Сводная таблица", "Уголки", "Лови ошибку", "Логические цепочки", "Прогнозирование с помощью открытых вопросов", "Ромашка Блума", "Взаимоопрос", "Сюжетная таблица", "Лови ошибку", "Перекрестная дискуссия".
Тема урока: В.Осеева "Волшебное слово".
Цель: формирование умения высказывать свое мнение на основе работы с материалом учебника.
Прием "Кластер".
После прочтения 1-й части рассказа учитель предлагает заполнить кластер.
- Давайте вспомним, каким был Павлик до встречи со стариком, и заполним черным цветом.
Учащиеся заполняют первую часть кластера.
После прочтения 3-й части заполняют вторую часть кластера.
- Давайте вспомним, каким стал Павлик после встречи со стариком, и заполним красным цветом.
Третья стадия "рефлексии" - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Задача деятельности учителя на уроке вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления [1].
Возможно применение следующих методов и приемов:
- заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
- ответы на поставленные вопросы;
- организация устных и письменных круглых столов;
- организация различных видов дискуссий;
- написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе);
- исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации, работа ведется индивидуально, в парах - группах [1].
Для стадии рефлексии характерны следующие приемы: "Шесть шляп", "Синквейн", "Толстые и тонкие вопросы", "Эссе", "Рафт", "Последнее слово за мной", Свободное письмо", "Кубик Блума".
Тема урока: М.М.Зощенко "Золотые слова"
Цель: формирование умения выделять и осознавать то, что освоено анализировать результаты деятельности.
Прием "Кубик Блума".
Подготовка учителя к уроку:
- Учитель готовит обычный бумажный куб, на гранях которого написано: назови, почему, объясни, предложи, придумай, поделись.
- Формулирует в соответствии с названием граней вопросы и задания.
На стадии рефлексии учитель предлагает выполнить задания "Кубика Блума". Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.
Примерные вопросы и задания:
- Грань "Назови". Назови главных персонажей рассказа. Назови, какое условие поставил папа чтобы ужинать со взрослыми?
- Грань "Почему". Почему Лёля не предупредила мужчину о том, что пить этот чай нельзя? Почему слова, сказанные папой, названы "золотыми"?
- Грань "Объясни". Объясни, какой жизненный урок извлёк герой?
- Грань "Предложи". Какие правила поведения за столом ты можешь предложить "папиному начальнику"? Предложи советы для Лели и Миньки.
- Грань "Поделись". Поделись своей историей на тему "Случай за столом".
- Грань "Придумай". Придумай, как бы развивались события, если бы Минька рассказ о том, что случилось.
Учащиеся выполняют задания "Кубика Блума". Строят и высказывают ответы и предположения. Оценивают выступления своих одноклассников [2].
Из вышесказанного можно сделать вывод, что приёмы технологии развития критического мышления помогают обучающимся анализировать текст, выделять главные идеи, сравнивать персонажей и события, что способствует более глубокому пониманию произведения.
Учащиеся учатся высказывать свои мнения о прочитанном, обосновывать их, что развивает навыки аргументации и убеждения, побуждают младших школьников не только воспринимать информацию, но и генерировать новые идеи, предлагать альтернативные концовки или интерпретации текста. Работа в группах над текстами способствует развитию коммуникативных навыков, учит слушать и учитывать мнения других, что важно для социального взаимодействия. Интерактивные методы работы с текстом делают уроки более увлекательными и интересными, что может повысить интерес детей к чтению и литературе в целом. Навыки критического мышления являются основой для успешного обучения в дальнейшем, так как они помогают детям учиться самостоятельно, анализировать информацию и принимать обоснованные решения.
Таким образом, использование приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения способствует всестороннему развитию учащихся и формированию у них необходимых навыков для дальнейшего обучения и жизни.
Литература
- Муштавинская И. В. Технология развития критичного мышления. - URL : https://clck.ru/bxHzK.
- Переломова М. П. Формирование регулятивных ууд младших школьников средствами технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения : М. П. Переломова, С. В. Шкляева, А. С. Гулидова .- URL : https://inlnk.ru/vog9en.
- Семченко О. Н. Критическое мышление для учащихся. - URL : https://infourok.ru/kriticheskoe-mishlenie-dlya-uchaschihsya-3653173.html
- Сидоров П. И. Введение в клиническую психологию. / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. - URL : https://pedlib.ru/Books/5/0050/5_0050-132.shtml.
- Теплова Б. М. Мышление. - URL : https://azps.ru/handbook/m/mshl141.html .

