Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся с ОВЗ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Кожемякина Вероника Саркисовна, учитель начальных  классов, ГБОУ СО "Сухоложская школа", Сухой Лог, Свердловская область

В современной школе существует множество трудностей, среди которых можно выделить одну из важнейших – проблему низкой учебной мотивации, а у детей с ограниченными возможностями здоровья эта проблема очень актуальна. Сейчас на помощь в формировании положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности пришли педагогические технологии, внедрение которых позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Использование технологий позволяет мне разнообразить формы работы на уроках, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности, позволяет экономить время урока.

В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:

Игровые технологии

Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока. Так, в начале урока включаю игровой момент "Отгадай тему урока", "Вставь пропущенное слово в теме", при закреплении изученного материала – "Найди лишнее", кодированные упражнения.

Технология шестиугольного обучения, или "гексы"

Использование шестиугольников наглядно оживляет урок любого предмета. Причём их можно модифицировать на любую тему или предмет.

Технология привлекает к обучению каждого ученика, занимательность и интерактивность заданий вызывает большой интерес у ребёнка.

Темы, на которых применялись гексы: "Число", "Главные члены предложения", "Живая и неживая природа". Также использовала гексы на классных часах и внеклассных мероприятиях по пожарной безопасности, по правилам поведения в школе, по правилам дорожного движения (рис.1).

Технология продуктивного чтения

  • Диалог с автором через текст. Ученики по ходу чтения находят в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задают свои вопросы, обдумывают предположения о дальнейшем содержании текста.
  • Работа с незнакомыми словами — читаю текст сама или читает подготовленный ученик, остальные с помощью карандаша выделяют в тексте непонятные слова, после чтения эти слова обсуждаем: дети пробуют сами объяснить значение или находим в словарях.
  • Инсценирование – выбираем с детьми отрывок литературного произведения и пробуем инсценировать.

Проектные обучающие технологии

Технология проектного обучения дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся. В результате этой деятельности у учащихся повышается творческая активность, возникает интерес к изучению школьных предметов, повышается успеваемость, возникает потребность в планировании своей деятельности.

Применяю данную технологию:

  • на уроках окружающего мира при работе над темами "Я и моя семья", "Профессии моих родителей", "Мой город" (рис.2);
  • на уроках чтения при подведении итога по изучению раздела "Русские народные сказки", "Скороговорки" (рис.3);
  • после проведения акций предлагаю детям создать проект: "Доброта шагает по планете", "Жить – с книгою дружить!", "Письмо водителю";
  • на уроках труда при изучении тем "Работа с бумагой", "Работа с тканью" ребята готовят сообщения, которые объединяем в один проект;
  • на уроках ИЗО коллективные проекты "Художники – иллюстраторы", "Народные промыслы".

ИКТ-технологии

Использую ИКТ на разных этапах урока: для обозначения темы урока, при устном счёте, при объяснении нового материала, при закреплении, повторении, при проведении физкультурных минуток и двигательных зарядок.

Здоровьесберегающие технологии

В своей работе я использую следующие методы реализации здоровьесберегающих технологий:

  • смена видов деятельности — на каждом уроке чередую разные типы деятельности (устная работа, письменная, игровые моменты).
  • артикуляционная гимнастика — речевые разминки, считалочки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения.
  • игры — решают учебные задачи, развивают творческое мышление, снимают напряжение.
  • релаксация — провожу во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации (прослушивание спокойной музыки, звуков природы).

Считаю, что использование педагогических технологий на уроках способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого обучающегося, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности.

Литература

  1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО "Аспект", 2005.
  2. Левитас Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии: книга для учителя. Мурманск, 2008.
  3. Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном образовании. – М.: Коррекционная педагогика, 2004.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить