Адаптивная физическая культура в системе СПО и инклюзивного образования

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Русинова Татьяна Константиновна, преподаватель, ГАПОУ СО "НТПК № 1", Нижний Тагил, Свердловская область

В статье рассмотрены сущность и значение адаптивной физической культуры в системе СПО и инклюзивного образования. Статья раскрывает понятие адаптивной физической культуры в современном образовании в контексте тенденции инклюзии, получающей все большее распространение в образовательном пространстве в настоящее время. Рассмотрена структура адаптивной физической культуры, её основные функции, цели и задачи, средства.

Приведены комплексы общеразвивающих упражнений при общих заболеваниях, так же рассматриваются вопросы социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, средствами адаптивной физической культуры, определяются и возможности адаптивной физической культуры в системе помощи людям с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, здоровье, равные возможности адаптивное физическое воспитание.

Актуальность выполненного исследования определяется такой современной тенденцией как развитие и распространение инклюзивного образования и проведение адаптивной физической культуры, которое обеспечивает равные образовательные возможности для людей с разными группами здоровья.

В современном обществе физическая культура и спорт в качестве социального института выполняют ряд важных функций, включая воспитание, образование и оздоровление. Эти сферы располагают развитой инфраструктурой и материальной базой, такой как спортивные залы, стадионы и бассейны, а также активно занимаются подготовкой профессиональных кадров через училища олимпийского резерва и университетские факультеты.

На сегодняшний день физическая культура представляет собой сложный процесс, который направлен на развитие всесторонней готовности личности к жизни и оптимизацию ее состояния. Она охватывает гармонизацию различных аспектов человека — физических, интеллектуальных, эмоциональных и этических — с помощью физических упражнений и применения гигиенических факторов.

Физическая культура является ценным инструментом формирования дисциплины, ответственности и настойчивости в достижении целей, что, в свою очередь, способствует интеграции индивида в общество. Помогая людям разрешать противоречия между личностью и социальными условиями, физическая культура способствует их становлению как устойчивых социальных личностей с адаптивным поведением.

Физическая культура личности ориентирована на максимальное раскрытие индивидуальных способностей и задатков, основой которой являются личностные особенности, основные интересы и уровень развития психофизиологических показателей.

Для людей с ОВЗ физическая культура является важным средством их интеграции в общество, влияя на все аспекты их психического состояния — познавательные, эмоциональные и волевые. Адаптивная физическая культура, как специфическая область физической культуры, акцентирует внимание на лицах с отклонениями в здоровье и подчеркивает необходимость трансформации методов, задач и принципов для соответствия потребностям этой группы.

Таким образом, адаптивная физическая культура (далее - АФК) не только способствует интеграции людей с ОВЗ в общество, но и включает в себя множества функций: реабилитационные, педагогические, социальные и функции физического воспитания и спорта. Она нацелена на коррекцию и развитие физических качеств, а также на гармоничное развитие личности, удовлетворяющее потребности каждого индивида.

В итоге, основная задача адаптивной физической культуры заключается в достижении максимального уровня жизнеспособности и самоактуализации лиц с ОВЗ, обеспечивая их улучшение физического состояния и социальных навыков для полноценного участия в жизни общества.

Исследователи выделяют четыре основные группы функций адаптивной физической культуры: реабилитационные, педагогические, социальные и функции физического воспитания и спорта.

Реабилитационные функции:

  • коррекционная – направлена на организацию условий для лечения и коррекции как основных, так и сопутствующих заболеваний, а также вторичных отклонений в состоянии здоровья занимающихся;
  • компенсаторная – нацелена на обучение и поддержку занимающихся в компенсации утраченных функций посредством максимального использования сохранившихся органов и систем;
  • профилактическая – включает использование физических упражнений, соответственно конкретным видам заболеваний или повреждений, а также естественно-средовых и гигиенических факторов для предотвращения гиподинамии и гипокинезии.

Педагогические функции:

  • образовательная – определяет содержание и стратегии работы, в первую очередь с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья;
  • воспитательная – создает условия для формирования гармонично развитой личности;
  • ценностно-ориентационная – ориентирует на развитие аксиологической концепции жизни для людей с отклонениями в состоянии здоровья, основываясь на ценностях здорового образа жизни, максимальной самореализации и принятии демократических норм;
  • профессионально-подготовительная – заключается в подготовке занимающихся к будущей профессиональной деятельности.

Социальные функции:

  • гуманистическая – признает ценность каждого человека, независимо от состояния здоровья, рассматривая его как цель общественной жизни и общее развитие;
  • социализирующая – открывает возможности для интеграции людей с отклонениями в состоянии здоровья в общество и обеспечивает усвоение социальных норм и моделей поведения;
  • интегративная – направлена на включение людей с отклонениями в здоровье в социум и освоение ими норм общения и поведения, привычных для здоровых людей.

Функции физического воспитания и спорта:

  • развивающая – создает условия для комплексного развития человека с отклонениями в здоровье, включая физические, интеллектуальные и психические аспекты;
  • соревновательная – основана на состязательности как важном принципе социальной жизни;
  • рекреативная – отвечает за удовлетворение потребностей в активном отдыхе и развлечениях, способствует восстановлению физических и душевных сил;
  • гедонистическая – подразумевает получение удовольствия от движения, радости и ощущения счастья;
  • творческая - предоставляет возможности для активного участия в утверждении общечеловеческих ценностей и культурного развития.

В зависимости от видов адаптивной физической культуры, удовлетворяющих те или иные потребности личности и государства, все занятия по адаптивной физической культуре делятся на две крупные группы:

  • обязательные занятия, предусмотренные государственными образовательными стандартами, индивидуальными программами реабилитации инвалидов, лечебными назначениями врачей и др.;
  • дополнительные занятия, которые реализуются по желанию занимающихся (или их родителей) в целях всестороннего удовлетворения их потребностей.

Обязательные занятия по адаптивной физической культуре проводятся в рамках физической реабилитации и адаптивного физического воспитания для детей, подростков и молодежи с отклонениями в развитии. Дополнительные занятия включают адаптивный спорт, двигательную рекреацию и креативные виды активности, такие как художественно-музыкальные и экстремальные.

Основной целью адаптивной физической культуры является максимальное развитие жизнеспособности людей с устойчивыми отклонениями в состоянии здоровья или инвалидностью. Это достигается за счет оптимального функционирования их телесных и духовных характеристик, что, в свою очередь, способствует их самоактуализации как значимых социальных и индивидуальных субъектов.

Задачи адаптивной физической культуры условно делятся на две группы. Первая группа задач вытекает из особенностей занимающихся — лиц с отклонениями в здоровье и инвалидностью. Сюда входят коррекционные (исправление), компенсаторные (замена) и профилактические (предупреждение) задачи. Вторая группа включает образовательные, воспитательные и оздоровительно-развивающие задачи, которые являются традиционными для физической культуры.

Все перечисленные задачи решаются в контексте обучения знаниям, умениям и навыкам (образовательные задачи), воспитания личностных качеств занимающихся (воспитательные задачи) и развития физических качеств, таких как укрепление мышц и совершенствование осанки (оздоровительно-развивающие задачи).

Адаптивное физическое воспитание служит важным компонентом адаптивной физической культуры, удовлетворяя потребности людей с отклонениями в здоровье в подготовке к жизни, включая бытовую и трудовую деятельность. Основная задача адаптивного физического воспитания заключается в формировании сознательного отношения к собственным возможностям, готовности к физическим нагрузкам и потребности в регулярных занятиях физической культурой, что способствует здоровому образу жизни.

В рамках адаптивной физической культуры выделены три уровня принципов: социальные, общеметодические и специально-методические. В работе со студентами с индивидуальными особенностями здоровья акцент делается на два из этих уровней.

Социальный принцип гуманистической направленности:

  • создает равные условия для всех участников занятий, независимо от их физических и умственных способностей, а также личных особенностей;
  • ориентирован на индивидуальное развитие, раскрытие потенциала каждого человека;
  • предоставляет свободу выбора форм физической активности в различных аспектах жизни, содействуя здоровому образу жизни.

Принцип непрерывности физкультурного образования предполагает поддержание потребности в физических упражнениях на протяжении жизни. Систематические занятия укрепляют не только биологические функции организма, но и способствуют социальной и психической адаптации.

Для развития физической культуры у детей с ОВЗ разработаны методы и средства адаптивной физической культуры, основным из которых является физическое упражнение. Это целенаправленная деятельность, позволяющая решать образовательные, воспитательные, коррекционные и профилактические задачи.

Физические упражнения связываются с разнообразными психическими процессами — вниманием, памятью, и могут быть направлены на развитие интересов и формирование личностных качеств, оставаясь одним из средств духовного развития.

Эффективность физических упражнений зависит от их характеристик, возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся, а также внешних условий. Кроме того, в адаптивной физической культуре применяются вспомогательные средства, включая специальный инвентарь для людей с инвалидностью, а также методы вербального воздействия и средств наглядности.

Можно выделить три группы методов адаптивной физической культуры: методы обучения, методы воспитания и методы развития физических качеств. Последние используют адаптированные подходы для развития мышечной силы, быстроты, выносливости и гибкости с учетом индивидуальных потребностей занимающихся.

Коррекционно-развивающая ориентация педагогических воздействий является основополагающей для всех методов, направленных на преодоление недостатков и развитие способностей. Эта направленность характерна для всей работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, и охватывает коррекцию движений, физической подготовленности и психоэмоционального состояния.

Важно отметить, что физическая культура и спорт играют критическую роль в жизни людей с ограниченными возможностями, помогая возвращать чувство уверенности и обеспечивая интеграцию в общество. Применение физической культуры как метода реабилитации открывает возможности для полноценного участия в жизни и социальной адаптации таких людей.

В сфере физической реабилитации лиц с ОВЗ по-прежнему существует недооценка того обстоятельства, что физическая культура и спорт более важны для человека с ограниченными возможностями, чем для благополучных в этом отношении людей. Активные физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях являются формой необходимого общения, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни. Тем не менее, главной задачей остается вовлечение в постоянные занятия спортом как можно большего числа лиц с ОВЗ в целях использования физкультуры и спорта как одного из важнейших средств для их адаптации и интеграции в жизнь общества, поскольку эти занятия создают психические установки, крайне необходимые для успешного воссоединения инвалида с обществом для участия в полезном труде.

Применение средств физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде случаев единственным методом физической реабилитации и социальной адаптации.

Литература

  1. Гамидова С. К. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий / Гамидова Светлана Константиновна ; [Смол. гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма]. - Смоленск, 2012. - 19 с.
  2. Герасимова Т. В. Формирование навыков здорового способа жизни методами оздоровительной физической культуры // Педагогика, психология и медико-биол. проблемы физич. Воспитания и спорта. – 2009. - № 10. – С. 25-27
  3. Кирпиченков А. А. Оздоровительно-развивающие занятия на основе комплексного применения физических упражнений. - Смоленск, 2012. – 21 с.
  4. Литвинова О. П. Влияние оздоровительной аэробики на развитие двигательных качеств // Педагогика, психология и медико-биол. проблемы физич. воспитания и спорта. – 2009. - № 10. – С. 118-121
Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение1.pdf)Приложение1.pdf370 Кб

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить