Реализация коррекционного курса "Сенсорное развитие" в рамках внедрения ФАООП

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дауметова Кошбике Рашидовна, учитель-дефектолог, КОУ "Сургуткая школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", Сургут, ХМАО (Югра)

Курс "Сенсорное развитие" ориентирован на обучающихся с тяжелой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности.

Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта обучающихся, то есть от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У обучающихся с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у обучающегося, тем значительнее роль развития чувственного опыта, ощущений и восприятий. Обучающиеся с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Коррекционный курс "Сенсорное развитие" разработан в соответствии с ФАООП и является частью учебного плана. В нашей организации коррекционный курс "Сенсорное развитие" реализуется 2 раза в неделю в групповой и индивидуальной форме. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.

Для отслеживания динамики результатов освоения коррекционного курса осуществляется диагностика в начале учебного года и в конце учебного года. Используется диагностический инструментарий, рекомендованный Федеральным ресурсным центром по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития. Разработана диагностическая карта для отслеживания динамики развития (Приложение 1).

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений обучающегося, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции обучающегося, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Содержание коррекционного курса "Сенсорное развитие".

Зрительное восприятие.

Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив обучающегося (справа, слева от обучающегося). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед или назад).

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный).

Слуховое восприятие.

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

Кинестетическое восприятие.

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).

Восприятие запаха.

Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе).

Восприятие вкуса.

Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

Все занятия проводятся в игровой форме с элементами исследовательской деятельности и проектного метода. Занятия планирую в рамках системно-деятельностного подхода. При реализации курса большое внимание уделяю дидактическому материалу: тактильные доски, шумовые шарики, кинетический песок, логические блоки Дьенеша, шумовые коробочки Монтессори, пособие "Шероховатые таблички", "Весовые цилиндры", набор для развития обоняния и др. Диагностика демонстрирует значительную динамику в формировании сенсорных эталонов (Приложение 2).

Занятия способствуют формированию у обучающихся представления об окружающей действительности. Игры и упражнения, применяемые на занятиях по курсу, способствуют формированию навыков общения, познавательной деятельности, создают условия для развития произвольности.

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение1.pdf)Приложение1.pdf182 Кб
Скачать этот файл (Приложение2.pdf)Приложение2.pdf283 Кб

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить