Машьянова Ксения Александровна, студент, ГАПОУ СО "НТПК № 1", Нижний Тагил, Свердловская область
При создании обновленного Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на первое место в начальном общем образовании ставится формирование базовых логических действий, базовых исследовательских действий и работы с информацией. В настоящее время в образовательном процессе все более востребованным становится использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Спецификой содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе является неотъемлемой частью. Познавательные универсальные учебные действия способствуют развитию интеллекта, творческих способностей обучающихся, вызывают интерес к изучаемому предмету. Развитие личности ребенка в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (далее - УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение обучающимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
С помощью познавательных УУД обеспечивается способность к познанию окружающего мира: умение осуществлять направленный поиск, обработку и использование полученной информации. Формирование УУД формируется с помощью учебных предметов, в частности математики. Математика имеет большие возможности для формирования всех видов универсальных учебных действий.
Согласно Приказу Минпросвещения России от 31.05.2021 №286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (редакция от 17 февраля 2023 года) метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:
- Овладение универсальными учебными познавательными действиями: базовые логические действия; базовые исследовательские действия; работа с информацией.
- Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: общение, совместная деятельность.
- Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: самоорганизация, самоконтроль.
Познавательные УУД формируются постепенно и поэтапно в ходе всего образовательного процесса, на всех дисциплинах. Диагностировать развитие УУД невозможно на материале одного предмета. Важно понять, насколько успешно ребенок может переносить базовые действия из одного предмета в другой, а также применять УУД при решении бытовых проблем.
Познавательные УУД, требуемые от учеников 1 класса: умение осуществлять логическое действие "анализ" с выделением существенных и несущественных признаков, умение осуществлять логическое действие "синтез", умение осуществлять логическое действие "сравнение" по заданным или самостоятельно выбранным критериям, умение осуществлять логическое действие "классификация" по заданным или самостоятельно выбранным критериям, умение осуществлять логическое действие "обобщение", умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Познавательные УУД, требуемые от учеников 2 класса: умение осуществлять логическое действие "анализ" с выделением существенных и несущественных признаков, умение осуществлять логическое действие "синтез", умение осуществлять логическое действие "сравнение" по заданным признакам, умение осуществлять логическое действие "классификация" по заданным критериям, умение осуществлять логическое действие "обобщение", умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, умение строить простые умозаключения по аналогии.
Познавательные УУД, требуемые от учеников 3 класса: умение осуществлять логическое действие "анализ", умение осуществлять логическое действие "синтез", умение осуществлять логическое действие "сравнение", умение осуществлять логическое действие "классификация", умение осуществлять логическое действие "обобщение", умение делать выводы на основе умозаключения по аналогии, умение делать выводы на основе индуктивного умозаключения, умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, умение относить объекты к известным понятиям, умение использовать данные как диаграмм, так и таблиц для ответа на вопрос.
Познавательные УУД, требуемые от учеников 4 класса: умение осуществлять логическое действие "анализ", умение осуществлять логическое действие "синтез", умение осуществлять логическое действие "сравнение", умение осуществлять логическое действие "классификация", умение осуществлять логическое действие "обобщение", умение делать выводы на основе умозаключения по аналогии, умение делать выводы на основе индуктивного умозаключения, умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, умение относить объекты к известным понятиям, умение использовать данные диаграмм и таблиц для получения ответа на вопрос.
Таким образом, роль познавательных УУД заключается в том, что они обеспечивают возможность обучающимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Они обеспечивают успешное освоение знаний, умений и навыков по всем предметам, формируют картину мира, создают условия для самореализации и развития личности. Разнообразные приемы формирования познавательных УУД являются неотъемлемой частью наук, основы которых включены в содержание образования, поэтому у обучающихся при изучении школьных предметов автоматически развиваются познавательные УУД на основе заданных образов.
Позиционируя математику как дисциплину, способствующую формированию ключевых компетенций, можно выделить несколько аспектов, через которые достигается формирование познавательных УУД, в том числе базовые логические умения, базовые исследовательские умении я и работа с информацией.
Таким образом, можно сделать вывод, что формированию познавательных УУД на уроках математики способствуют базовые логические действия, базовые исследовательские действия и работа с информацией. Базовые логические действия: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты. Базовые исследовательские действия: проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки.

