Приемы обучения детей с ЗПР с опорой на ведущий способ познания

Рейтинг:  2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Госсен Гульнара Исламовна, учитель-логопед, МАОУ "СОШ №14", Калья

Успешность школьного обучения зависит от умения ребенка воспринимать информацию. Любой человек, в том числе и ребенок, задействует разные каналы восприятия. При этом какой-то из анализаторов преобладает над остальными, таким образом определяется модальность или ведущий канал восприятия. Психологи условно выделяют три основные категории обучающихся: визуалы, аудиалы, кинестетики. Разговорчивые аудиалы лучше воспринимают информацию с помощью слуха, молчаливые визуалы – с помощью зрения, медлительные в мыслях кинестетики – в ощущениях (движениях). Особенности восприятия зависят от возраста. В онтогенезе первыми при рождении включаются осязание и обоняние, затем вкус, слух и зрение. В раннем возрасте детям характерно все брать в руки и пробовать на вкус. Затем они учатся ориентироваться на зрение и слух.

Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) характерны особенности развития восприятия. При отсутствии первичных недостатков зрения, слуха и других видов чувствительности восприятие детей с ЗПР неполноценно и не поставляет достаточной информации. Вследствие этого отмечаются недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире.

Недостаточность и замедленность восприятия в наибольшей мере проявляются в младшем школьном возрасте, когда обнаруживаются связанные с недостатками восприятия ошибки при списывании текста, воспроизведении фигур по зрительно представленным образцам. Дети испытывают большие сложности в понимании и осознании новых знаний.

Обучающиеся с ЗПР нуждаются в создании особых условий для успешного освоения адаптированной программы. Учет модальности восприятия является одним из условий. Предлагаю приемы работы с детьми различной модальности восприятия.

Для обучения детей-аудиалов будут эффективны следующие приемы. Пошаговая инструкция, проговаривание. Многократное повторение вслух всем классом, по рядам, по очереди, индивидуально. Дидактические игры, в которых необходимо вставить слово или выбрать ответ из предложенных.

Новую тему можно рассказывать под музыкальное сопровождение. Эту же музыку надо включать, когда необходимо вспомнить представленный под нее материал.

Аудиалы очень реагируют на тембр голоса, ритм речи. Поэтому, во время объяснения новой темы необходимо выделять интонацией, громкостью, паузами важные моменты и новые правила.

Приемы обучения детей-визуалов. Наглядные пособия: плакаты, схемы, таблицы, памятки, графики, картинки, фотографии. Они легче запомнят правило, если будут видеть его написанным на плакате яркими буквами. При создании наглядных изображений необходимо использовать разные цвета, шрифты. Выделять главное ярким цветом.

Во время объяснения нового материала можно позволить детям заниматься их любимым делом: чертить в тетрадях или блокнотах закорючки, орнаменты и т.д. Это особая форма концентрации ребенка-визуала. Также понять и запомнить информацию поможет рисование иллюстраций, подчеркивание и выделение в тексте маркером, использование в записях цветных ручек и карандашей, изготовление макетов и другое. Визуалам нравится работать с учебными карточками и прочим раздаточным материалом.

Самыми сложными являются дети-кинестетики. Потребность этих детей в активном движении учитывает социо-игровая педагогика [1]. Её основатель В.Букатов отмечает, что передвигаясь по классу, ученики не только получают необходимую им порцию двигательной активности, но и получают возможность осмыслить и запомнить материал урока в естественной нестрессовой обстановке. В работе с кинестетиками помогут разнообразные двигательные игры и упражнения. «Азбука телодвижений», «Пальчиковая азбука», пантомима, драматизация.

Обыкновенная физкультминутка, помогает снять мышечное напряжение. Она может стать резервным мнемоническим приемом, если включить в неё изучаемый материал в связи с определенными комплексами движений.

Чем больше каналов задействовано для восприятия информации, тем легче и прочнее она усваивается. Представленные приемы позволяют организовать процесс обучения детей с ЗПР с учетом ведущего канала восприятия и повысить его эффективность. 

Литература

  1. Букатов В., Ганькина М. Что делать с ученической галеркой на уроке? / Педагогическая техника. – 2011, №6.
  2. Дзятковская Е.Н. Учитель – ученик – родитель: как им понять друг друга!– Изд-во “ЭО” РАО РС, 2003 г.
  3. Дзятковская Е.Н., Дзятковский        Д.К., Дзятковский        Д.Д. Русский       язык         для правополушарных. – Иркутск: ИПКРО, 2001 г.
  4. Мехоношина Г.В.   «Мышечное        чувство»    и       деятельность учащихся         на уроке».https://www.hse.ru
  5. Пирожкова Е.В. «Кинестетик, аудиал, визуал или дигитал — как достичь успеха в учебе детям с разными каналами восприятия?». https://multiurok.ru
  6. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
  7. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М.: ТЦ Сфера,2001г.