Психомоторное и сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Смола Анастасия Александровна, учитель-дефектолог, МБДОУ № 2 "Улыбка", Карпинск

В современном мире рождается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Наша задача - их возможная социализация с учётом психофизических возможностей.

Уровень психофизического развития детей с ОВЗ невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы, чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интел­лекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, замедленности и фрагментарности всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного), снижение моторной активности (крупной и мелкой моторики), несформированность языковых и речевых средств, слабая сформированность психических процессов). Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка.

Таким образом, можно сказать, что должна проводиться серьезная работа по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Сенсорное развитие ребёнка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчётливых представлений об окружающем, с другой - составляет фундамент общего умственного развития ребёнка.

Принципы работы:

  • единство диагностики и коррекции;
  • создание индивидуальной программы развития ребенка с нарушением интеллекта;
  • комплексный подход;
  • опора на ведущий вид деятельности дошкольника в коррекционной помощи;
  • коммуникативная направленность обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта;

 дифференцированный подход в процессе коррекционной работы.

Вся работа по развитию психомоторики и сенсорных процессов у воспитанников включает несколько этапов:

 - разработку и внедрение рабочей программы;

- создание предметно - развивающей среды;

- создание единого коррекционно-образовательного пространства;

 - использование здоровье сберегающих компонентов.

Я использую различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития психомоторики и сенсорных процессов. Все это способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, запахов.

Хороший эффект дает использование массажных мячей. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами.

«Шариковые ванны» (сухой бассейн) «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, воспитанники получают новые тактильные ощущения. По аналогии можно изготовить "Осязательные ванны" - в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации работы пальцев и кистей рук.

«Тактильные дощечки» направлены на развитие тактильных ощущений. Они способствуют речевому, зрительному, осязательному развитию. Воспитанники с помощью пальчиков знакомятся с предметами окружающей действительности, материалами из которых делают объекты. Познают плотность, шероховатость, фактуру и другие качества. Полезен массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика и др.

Представления о предметах окружающего мира должны быть разносторонними, но цельными. Впечатления, полученные на основе зрительного, тактильного, двигательного ощущений, должны сливаться в единый образ. А единство и разносторонность представлений о том или ином предмете способствуют более точному пониманию значения слова-названия этого предмета.

У умственно отсталого ребенка трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. В то же время отсутствие единства зрительного, тактильного, двигательного образов затрудняет приобретение трудовых навыков по самообслуживанию.

Чтобы развитие психомоторики и сенсорных процессов по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.