Тарасенко Алевтина Михайловна, учитель, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 1", Новоуральск
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Психологи отмечают, что дети - первоклассники переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму.
Дети-первоклассники, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, нуждаются в особом психолого-педагогическом сопровождении. Необходимо организовать тесное взаимодействие всего коллектива школы для организации психолого-педагогической помощи обучающимся.
Л.С. Выготский отмечал, что отношение ребенка с нарушениями в развитии к миру зависят не столько от самого дефекта, сколько от социальных условий, отношения к нему членов общества и его адаптированности.
Каковы условия возникновения необходимости психологической адаптации ребенка к школе? Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. У него появляются новые и сложные обязанности.
Во-вторых, у первоклассника происходит смена ведущей деятельности. Игровая деятельность меняется на учебную, которая построена на основе произвольных усилий ребенка.
В-третьих, важным фактором психологической адаптации первоклассника к школе выступает его социальное окружение. От отношения учителя к ребенку и отношений ребенка с другими детьми в классе зависит успешность его дальнейшего обучения в школе.
Основным методом изучения адаптации первоклассников с нарушениями интеллекта к школе является направленное наблюдение. При наблюдении необходимо фиксировать: доминирующее эмоциональное состояние на уроках и переменах, усвоение и соблюдение школьных норм и правил поведения на уроке. При этом важно учитывать особенности состояния здоровья, уровень развития психомоторных и сенсорных процессов ребенка-первоклассника, умение действовать по инструкции учителя, умственную работоспособность и темп учебной деятельности, взаимодействие со сверстниками и учителем, характер межличностного общения в классе.
Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка к школе: функциональная неготовность к обучению в школе; неадекватное осознание своего положения коллективе детей; неполная семья; низкий уровень образования родителей и конфликтные ситуации в семье; неправильные методы воспитания в семье; отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс.
Процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряженности функциональных систем организма: ориентировочный, неустойчивого приспособления и период относительно устойчивого приспособления. Продолжительность всех трех этапов адаптации бывает разной, а наиболее сложным является первый месяц.
Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка, психологической готовностью к обучению.
У первоклассников с интеллектуальными нарушениями, как правило, наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы, не сформирована учебная мотивация. В их поведении преобладают черты инфантилизма, которые проявляются в виде моторной расторможенности или психической заторможенности. Имеющиеся недостатки в психическом и интеллектуальном развитии в наибольшей степени затрудняют процесс адаптации к школе.
Учителю необходимо помнить, что у детей с нарушением интеллекта быстро наступает утомление и снижается работоспособность на уроке, поэтому нужно предлагать различные виды деятельности, использовать игровые элементы, красочную наглядность, дифференцированные задания. В процессе обучения необходимо подбадривать таких обучающихся, подчеркивать в присутствии других детей их положительные качества, создавать ситуацию успеха.
Главной помощью в адаптации первоклассников с нарушениями интеллекта к школе является организация щадящего режима, полноценного отдыха, снижение учебной нагрузки, рациональная организация выполнения учебных заданий.
Особое значение имеет взаимодействие педагога с родителями первоклассников. Важно разъяснять родителям природу трудностей детей в обучении, обратить внимание родителей на важность и необходимость выработки в семье единых требований к ребенку.
Таким образом, квалифицированная психолого-педагогическая помощь, правильно организованный учебно-воспитательный процесс, учитывающие индивидуальные особенности физического, интеллектуального и психического развития, компенсаторные возможности данной категории детей, позволят организовать успешное вхождение первоклассников в школьную жизнь.