Информационно-образовательная среда как средство реализации дифференцированного подхода в дистанционном обучении детей с ОВЗ и инвалидностью

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Лукина Виолетта Владимировна, педагог дополнительного образования, Устьянцева Любовь Константиновна, педагог дополнительного образования, ГБУ СО "ЦППМСП "Ресурс", Екатеринбург

В данной статье представлен опыт работы педагогов отделения дистанционного образования по проектированию и формированию персональной информационно-образовательной среды обучающегося как средства реализации дифференцированного подхода в дополнительном образовании.

Дополнительное образование, как и основное, - целенаправленный процесс обучения, воспитания и формирования личности посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказание дополнительных образовательных услуг за пределами основного образования.

В Отделении дистанционного образования ГБУ ЦППМСП "Ресурс" (далее - ОДО) реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (ДООП) и адаптированные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (АДООП) для детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся на дому.

Дистанционное обучение в ОДО — реальная возможность для детей и подростков с ОВЗ и инвалидностью обучаться независимо от места проживания, получать дополнительное образование по индивидуальной траектории, т.к. выбор ДООП и АДООП осуществляется по согласованию с родителями (законными представителями) с учётом особенностей психофизического развития, возможностей и интересов ребёнка.

Обучение по АДООП осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам их комплексного обследования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в одной группе у педагога, реализующего программу, могут оказаться обучающиеся с различной нозологией.

На основе ДООП разрабатываются АДООП, учитывающие особые образовательные потребности конкретного ребёнка и подбирается дидактический материал, доступный именно этому обучающемуся.

В результате у педагога накапливается большое количество материалов. Возникает острая необходимость хранения, структурирования, использования их в работе с обучающимися и создания специальной среды взаимодействия — информационно-образовательной среды (ИОС).

Мы считаем, что одним из наиболее эффективных инструментов построения информационно-образовательной среды в наших условиях является разработанный компанией Google пакет сервисов.

На Google Диске педагог формирует папки с необходимыми материалами. Документы и папки предоставляет в совместный доступ обучающемуся.

Основной ресурс, который объединяет все материалы для работы с обучающимся - это специально созданные Рабочие тетради (приложения Google Презентации или Google Документы), в которых педагог размещает задания, посильные каждому обучающемуся, ссылки на словари, интерактивные электронные упражнения, тренажёры, созданные с помощью сервисов Google или сторонних сервисов, а также тексты, изображения, аудио- и видеофайлы или ссылки на эти ресурсы.

Персональная рабочая тетрадь в полной мере позволяет реализовать дифференцированный подход в дистанционном обучении детей с ОВЗ, т.к. педагог размещает в тетради материал для конкретного обучающегося, учитывая его особенности и возможности/

Сервисы Google интегрированы друг с другом. Не выходя за рамки своих личных аккаунтов, во время занятия кроме рабочих тетрадей мы используем различные ресурсы: Google Презентации, Google Формы, Google Рисунки, тесты, викторины, интерактивные рабочие листы, созданные педагогом для самостоятельной работы обучающегося.

Чтобы заменить объекты на уже созданном интерактивном рабочем листе требуется совсем немного времени. Таким образом, можно создавать большое количество разных листов для каждого обучающегося персонально.

Сервисы Google просты для использования. Обучающиеся довольно легко осваивают навыки оформления текста (стиль шрифта, размер, цвет); изображения (найти, загрузить, обрезать) — появляется возможность проявить себя, своё творческое начало.

Самое важное в работе приложений Google Диска — возможность работать над документами одновременно с обучающимся в режиме реального времени: создавать и редактировать документы; оставлять заметки, вносить исправления, комментарии; использовать встроенный чат.

Таким образом, обучающийся на занятии вовлекается в доступную для него совместную с педагогом продуктивную деятельность.

Все изменения в рабочей тетради сохраняются, педагог и родители могут отследить продвижение ребёнка, его успехи и трудности.

Постепенно и на Google Диске обучающегося с помощью педагога формируется система папок: портфолио, рабочая, документы, творческие работы, проекты и пр. Таким образом, у обучающегося формируются навыки организации собственного рабочего пространства, систематизации материалов.

Проанализировав имеющийся опыт, мы считаем, что организация информационно-образовательной среды (ИОС) на основе сервисов Google позволяет реализовать дифференцированный подход к обучению детей с ОВЗ и инвалидностью, выстроить индивидуальную образовательную траекторию: каждый обучающийся получает возможность осваивать то содержание образования на том уровне, который в наибольшей степени отвечает его возможностям, потребностям и интересам.