Власов Дмитрий Владимирович, учитель, ГКОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей условия для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Эффективность трудовой подготовки учащихся коррекционных школ к работе во многом определяется уровнем организации процесса.
Целью коррекционной работы учителя по слесарному делу в коррекционном учреждении является формирование доступных для данной категории обучающихся знаний, умений и навыков посредством своевременного оказания помощи.
Вопросы коррекции решаются в единстве процессов обучения и воспитания с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся.
При организации коррекционной работы по слесарному делу, учителю следует помнить высказывания Л.С. Выготского о «зонах ближайшего развития». Их суть состоит в следующем: нельзя оценивать возможности ребенка только по тому, что он в состоянии сделать сам. Главное, какие задачи он может решить в сотрудничестве со взрослым. Педагогу необходимо опираться на усвоенные ранее знания и умения учащихся, а на следующем этапе расширить и обогащать эти знания. Учителю стоит обращать внимание на то, как ребенок самостоятельно использует знания, которые освоил.
В своей работе учитываю принципы индивидуального и дифференцированного подхода при обучении. Так, одни учащиеся испытывают трудности в умении ориентироваться в пространстве, планировать свои действия. Другие хотя и усваивают теоретический материал, но испытывают трудности в самом процессе практической работы, отстают по темпу и качеству работы. Изучаю особенности каждого ученика. Порой не всегда быстро удается выяснить причину, почему ребенок не усвоил тот или иной материал. А для этого нужны постоянные наблюдения и анализ действий детей. Путем упрощения или усложнения задания, выбора наиболее оптимального объема теоретического и практического материала для усвоения на одном занятии, учета индивидуальных особенностей по темпу и умениям выполнение задания каждым учащимся (а от этого зависит и распределение учащихся по рабочим местам или приближение их к месту работы учителя) можно практически осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход.
Индивидуальный подход на занятиях по слесарному делу необходим для того, чтобы привести всех учащихся к единому темпу и ритму работы и добиться усвоения каждым из них учебного материала. А для этого использую различные приемы и методы.
- Требования к учащимся в процессе занятия должны быть различными в зависимости от психофизиологических особенностей каждого ученика. Ребёнку психопатического поведения учитель объясняю спокойно, но строго. Порой задание может быть дано в форме приказа.
- Использую различные дидактические приёмы и методы в процессе формирования умений. Наряду с вербальными методами использую и наглядный - образцы, рисунки, эскизы, чертежи, инструкционные, предметные и индивидуальные технологические карты.
- Практическую работу учащихся контролирую поэтапно, после выполнения одной операции ученик должен показать работу учителю, который анализирует качество выполненной работы и объясняет ученику недостатки в его работе и способы их устранения. Затем ученик приступает к выполнению следующей операции. Постепенно приучаю детей самостоятельно контролировать и оценивать свою работу.
- Учитываю различный темп выполнения задания учащимися.
Важным коррекционным требованием к содержанию уроков слесарного дела является доступность для учащихся, того или иного вида труда по физическим нагрузкам, темпу работы, общему воздействию на физическое состояние. Поэтому определяю дозировку трудовых нагрузок, объём учебного материала, необходимого для усвоения на данном занятии, предусматривать смену различных видов деятельности школьников, чтобы предотвратить утомляемость.
Для выполнения трудового задания, кроме владения некоторыми навыками работы с инструментами, материалами, обучающийся обязательно должен уметь выполнять некоторые специальные и общие умственные операции. К ним в первую очередь следует отнести:
- Усвоение (осознание) цели работы;
- Усвоение порядка операций, необходимых для изготовления изделия;
- Умение проводить оценку своей работы.
Предмет "слесарное дело" уникален тем, что школьники учатся использовать на этом предмете знания, полученные на других уроках, в повседневной практической деятельности, что естественно способствует их социализации.
Наиболее оптимальными, для реализации активности учащихся на уроке, являются групповые формы работы. Именно работа в группах, взаимодействие с другими учащимися, является первым опытом социализации. На данном этапе применяется: работа в группах, работа в парах, в последующем – работа бригадным методом. Такие нестандартные уроки расширяют возможности предмета, вносят атмосферу соревновательного духа, творчества, самовыражения учащихся.
Обучение слесарному делу развивает у обучающихся мышление, память, внимание, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику мышц пальцев рук.