Правополушарное рисование с детьми с ОВЗ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Шабанова Елена Семёновна, учитель изобразительного искусства, ГКОУ СО "Карпинская школа- интернат", Карпинск

Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала обучающихся, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности, а также на коррекцию недостатков познавательной деятельности, регуляции, совершенствование общей и мелкой моторики, коммуникативных навыков.

Изобразительные навыки обучающихся с ОВЗ имеют свои особенности. У многих детей не сформированы элементарные навыки изобразительной деятельности. Они не только не могут отобразить в рисунке окружающую жизнь, но и не умеют пользоваться художественными материалами. Навыки графических изображений сведены к минимуму (палка, палка, огуречик), изображение более сложных объектов заменяется рисованием геометрических фигур (круг, овал), сопровождается нарушением расположения частей предмета относительно друг друга, опускается изображение существенных деталей (машина-фары, лицо-уши, брови, дом-окна, двери)

У детей появляется страх, неуверенность при необходимости изобразить что-то красками или карандашами. Ситуацию неуспеха может усложнить неверный подход педагога к изобразительной деятельности, который заключается в навязывании определенных штампов и стереотипов, тем самым исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии.

Наблюдения за процессом деятельности обучающихся убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности.

Существуют разнообразные интереснейшие методики по обучению рисованию, которые помогают обучающимся не просто правильно держать кисть в руке, но и создавать настоящие картины. Большой интерес в последнее время приобретает метод правополушарного рисования. Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества.

Детям свойственно заниматься творческой деятельностью, но современное школьное образование в основном направлено на изучение точных наук. Это способствует развитию левого полушария, которое отвечает за логические процессы и аналитическое мышление.

В процессе выполнения упражнений по правополушарному рисованию неизвестно, какое изображение получится, но результат заведомо успешен и тем самым усиливает интерес обучающихся к изобразительной деятельности, стимулирует деятельность воображения. Дети просто рисуют то, что видят, не задумываясь о том, как нужно рисовать правильно. Рисуя дети получают удовольствие от процесса деятельности. Отключение логики и рациональной оценки является результатом такого интуитивного метода творчества.

 Кроме этого, правополушарное рисование расширяет изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, помогает освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”, почувствовать себя успешным, даже если он испытывает трудности по основным предметам.

Происходит изменение восприятия мира, развиваются способности к визуализации, ломаются стереотипы. Формируется отношение к жизни как к творчеству и развивается интуитивное мышление.

Благодаря рисованию, развиваются способности самостоятельной активности в действиях с различными материалами, понимание связей между характером материала и продиктованными этим характером свойствами результата.

Под руководством учителя, который обучает инструментарию, художественному действию, обучающиеся на основе своих впечатлений учатся находить свое решение темы урока. Учитывая специфику восприятия и усвоения учебного материала обучающимися с ОВЗ, на уроках правополушарного рисования происходит уточнение и конкретизация бо́льшей части самостоятельной работы обучающихся. Тщательно проговаривается пошаговое выполнение рисунка, Организация процесса обучения на уроке происходит с постоянной сменой деятельности, с оказанием стимулирующей, организующей и обучающей помощи. Важен индивидуальный подход к обучающимся, учитываются различия их познавательных, речевых, двигательных возможностей, а также способностей к рисованию.

Подбираются работы, которые можно выполнить за одно занятие. Создаётся ситуация успеха в деятельности для всех обучающихся, предусматривая альтернативные (наиболее легкие) задания.

В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.  Изобразительная деятельность позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.