Ожегова Наталья Леонидовна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Верхнетагильскийдетский детский дом-школа", Верхний Тагил
Учёт психологических особенностей детей с ЗПР не позволяет ограничиться простым перераспределением учебного материала. Новые программы ориентированы на общее развитие школьников (развитие познавательных, эмоционально–волевых, нравственных и эстетических возможностей) на целостный подход к ребёнку, на пробуждение у него интереса к познанию окружающего мира.
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:
- личностные;
- регулятивные;
- коммуникативные;
- познавательные.
Мне хотелось бы остановиться на четвёртой группе - формировании познавательных УУД. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, постановку и решение проблемы, знаково-символические.
В процессе формирования познавательных универсальных учебных действий, пожалуй, самое важное — научить младших школьников делать маленькие, но собственные открытия. Ученик должен решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для "умственного прорыва". Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, может привести к личным победам в развитии ума.
Формированию познавательных УУД способствует применение различных образовательных технологий.
В своей практике реализую деятельностные методы и формы обучения, обеспечивающие оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Осуществляю индивидуальный и дифференцированный подход. В этом мне помогает уровневая дифференциация. Любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Применение разноуровневых заданий позволяет обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.
Разноуровневые задания использую от способа дифференциации: по уровню трудности, по объёму учебного материала, по характеру помощи обучающимся (карточка помощник, карточка подсказка, вспомогательное задание). Всё это вызывает у обучающихся интерес, уверенность.
На каждом уроке создаю проблемные ситуации, позволяющие вовлечь обучающихся в активную самостоятельную деятельность, обеспечивающую развитие познавательных универсальных учебных действий. Это помогает не только мотивировать ребёнка к знаниям, через мыслительные операции, но и зарождать идеи научного поиска. Для этого использую следующие приёмы создания проблемной ситуации:
Приём 1:"Посмотрите на мир чужими глазами", где ребёнок пытается изменить свою точку зрения и учится смотреть на один и тот же объект исследования с разных сторон. Дано начало текста "Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, дороги …"- Как ты отнесёшься к появлению первого снега? Расскажи об этом. Посмотри на мир "чужими глазами", например: путешественника, который отправляется в путь, вороны, сидящей на дереве, зайчика в лесу и продолжи рассказ.
Приём 2: "Составьте рассказ от имени другого персонажа".- Представьте, что вы на какое-то время стали дверью в школе, столом в классной комнате, камушком на дороге, кошкой, сидящей на крыльце, врачом. Опишите один день этой воображаемой жизни.
Приём 3: "Составьте рассказ, используя данную концовку" "…Нам так и не удалось выехать на озеро".
Приём 4: "Сколько значений у предмета?" Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет, со свойствами, также хорошо известными. Это могут быть: газета, кирпич, кусочек мела, карандаш, картонная коробка…Задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
В результате разрешения проблемных ситуаций обучающиеся открывают новые знания, овладевают умениями, навыками и развивают мыслительные способности. Творческие задания, проведение мини-исследований, экспериментов создают атмосферу увлеченности, раздумий, поиска.
Одним из наиболее значимых мотивов учебной деятельности является формирование познавательного интереса. Для осуществления развивающих целей обучения учитель должен постараться активизировать познавательную деятельность обучающихся, создать ситуацию заинтересованности. Основным источником стимуляции познавательного интереса является содержание учебного материала, которое несёт обучающимся неизвестную ранее информацию, вызывающую чувство удивления, позволяющую по-новому взглянуть на уже известные явления, открыть новые грани в знаниях.